''РАДОЛОВКА'' Украина Запорожской Приморского

150 лет в Запорожской области




Дружба вечная, неразрывная P. Penev 500 летнее турецкое рабство над болгарским народом не могло уничтожить его культуру, его душу, потому-что болгары всегда устремляли свои взоры на север, своему старшему брату- русскому народу. Надежда и вера в освобождение никогда не иссякали. Они словно вечные родники питали могучую реку всеобщей любви к России. Жгучая ненависть к поработителям воспламеняла сердца людей на неравную битву. Герои знали, что они погибнут, но своей смертью зажгут тысячи сердец неизменной великой надеждой на освобождение. Но когда терпение иссякало – оставляли свои очаги и тайком перебирались в Россию. Исполнилось 150 лет с момента переселения болгар из южной Бессарабии на земли Северного Приазовья, где они обрели свою Родину. Пустила глубокие корни дружба между болгарами, украинцами, русскими. Весьма примечательно, что 65 лет , т.е. более половины времени приходится на советский период. Ленинская национальная политика широко открыла двери перед болгарами, двери счастья и процветания. Морально-политическое единство между народами стало основой нерушимого социалистического братства. Во второй половине ХVIII века на территории России появились первые болгарские беженцы. В 1773 году из села Алфатор Силистренского округа на Дунайской равнине они перебазировались на Украину и на берегу реки Санюхи основали село Ольшанка, севернее города Первомайска Николаевской области. Это самое старое поселение болгар в России. 21 сентября 1801года группа болгар в 143 человек тайно прибыла в Одессу из села Кюмук Буялык Одринского вилайста – западная Болгария. Они поселились восточнее города и назвали свое село Малый Буялык (сегодня село Свердлово). Это были Буджанские степи, покинутые татарами в конце 90-х годов ХVIII века. Кстати они вернулись в пределы своего кочевья в Северном Приазовье между реками Берда и Молочная. Успешное бегство одринцев воодушевило соседей. На следующий год их большая группа перебралась в Россию и основало село Большой Буянлык, ныне Благоево Одесской области и Терновку под г.Николаевым. Через два года другая группа из того же Одринского вилайста обосновывается в Крыму, в четырех селах – Старый Крым, Башлоу, Балта и Чокрак. Процесс беженства из Одринского края продолжался и в последующие годы. Села Рапканы и Кубанка основаны в 1804 году одринцами, ныне входят в Молдавскую ССР и Одесскую область. Позднее, в 1806 году, беженцы оставили село Катаржино (сегодня Краснознаменское Одесской области). Выходцы из села Мочила Шуменского округа образовали село Криничка (Красноармейское), а выходцы из села Равна Варневского округа – Озерное (Бабели). Из этого же края беженцы из села Кривня основали село Долинское. Во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов русские войска несколько раз вступали в пределы Болгарии, а в 1810 году продвинулись до Балканских перевалов. Вместе с русским войском за освобождение своей многострадальной Родины сражалось болгарское земское войско. Командующий русской армией М.И. Кутузов горячо сочувствовал болгарами и всячески помогал им в беде. Тысячи болгар вместе с русской армией уходили в пределы России и поселялись на территории Южной Бессарабии. Тогда же из Северо – Восточной Болгарии беженцы образовали такие села: Карагач (Нагорное), Импуцита (Владычень), Каракурт (Жовтневое), Ташбунар (Каменка), Курчи (Виноградное). Донуквой (Богатое). Позднее в мае 1816 года, бежавшие из Фракии болгары основали в Южной Бессарабии села Кайраклия (Лощиновка), старые Трояны, Енакьой (Новосельское), Шикирлик (Суворово). Четырнадцать лет спустя, в ходе русско-турецкой войны 1829-30 годов, из трех славянских сел Калинчак (Дермендере), Твырдица и Кирютня болгары-беженцы пришли в Бессарабию и основали села с аналогичными названиями. Из села Ясная Поляна Бургасского округа прибывает группа беженцев и останавливается у села Сатунов. Из Фракийского села в Бессарабии основано село Вайсал ( Васильевка). Беженцы из горных районов Балкан и Фракии образовали села Новые Трояны и Кирнички. Выходцы из села Байчооглу Шуменского округа основали село Бановка, по имени первого поселенца деда Баню. Центром болгарских сел стал город Болгар. Покинутые татарами в конце ХVIII века Буджацкие степи превращены трудолюбивыми народами в культурные оазисы. Болгары возделывали зерновые, овощи, фрукты, виноград. Поражение России в Крымской войне 1853-1856гг., навязанные ей условия Парижского мирного договора, привели к потере устья Дуная и земель Южной Бессарабии. Эта территория была передана молдавскому княжеству. По просьбе болгарских беженцев молдавское правительство обещало сохранить привилегии, которые были предоставлены им Россией. Однако 8 ноября 1860 года болгарам объявили, что все прежние привилегии ликвидируются. Сообщение вызвало глубокое возмущение среди населения. Произошли столкновения между болгарами и органами власти. После этих событий началось массовое переселение болгар в Северную (русскую) Бессарабию. Но там они могли только перезимовать, так как не было свободных земель. Летом 1860 года, подстрекаемые турецкими агентами, татары покинули Северное Приазовье. Весной 1861года правительство России предложило болгарам поселиться на землях между Бердянском и Мелитополем. Началось новое переселение. В 1862 году это переселение завершилось. В результате образовались следующие села: из Кайраклии (Лощиновка) – Радоловка и Гюневка; из Шикирлика (Суворово – Софиевка; из Старых Троян – Трояны и Андровка; из Еникьой (Новосельское) – Коларовка (Романовка) и Вячеславка; из Нового Карагача – Надеждино; из Бановки – Бановка и Мариновка; из Таш-Бунар (Каменка) – Преслав и Инзовка; из Вайсала (Василиевка) – Лозоватка и Райновка; из Импуциты (Владычень) – Зеленовка и Манойловка; из Карагача (Нагорное) – Петровка, Анновка, Николаевка; из Чешмелий (Криничное) – Богдановка и Степановка; из Новопокровки – Федоровка; из Бабели (Озерное) – Палаузовка (сюда же поселились выходцы из села Кирнички; из Дермендере (Калинчак) – Ботево и Строгановка; из Тропоклу – Гирсовка; из Каракуата – Девненское. Села расположены нынче в Приморском, Приазовсом и Бердянском районах. Переселенцы основывали свои села вблизи покинутых аулов, ютясь в тесных татарских мазанках. Царское правительство объявило, что на венец выделяется по 50 десятин земли. А каково было тем многодетным семьям, которые имели по 10-12 детей? Они влачили жалкое существование. Вскоре среди болгарского населения началось классовое расслоение на бедняков и кулаков. Многие крестьяне не имели тягловой силы, инвентаря для обработки земли. Поэтому обширные площади отводились под толоки, где выпасался скот. В первые годы переселенцы вели натуральное хозяйство: сами ткали одежду, а зимнюю шили из овечьих шкур, обувь делали(постолы) из сыромятной кожи. Позднее крестьяне постепенно втянулись в капиталистическое хозяйство Таврии – продавали пшеницу, скот овощи, фрукты, виноград, а покупали одежду, обувь, домашнюю утварь. Но это было по карману богатому, бедняки же в своей массе пользовались домашними изделиями. Связи между переселенцами и селами, от куда вышли из Южной Бессарабии, сохранились вплоть до первой мировой войны. Население жило в темноте и невежестве. Подавляющее большинство оставалось неграмотным, особенно женщины. Полновластным хозяином являлось православное духовенство. В разразившейся первой мировой войне в 1914 году многие болгары вместе со своими русскими, украинскими братьями гибли ради чуждых им интересов помещиков и капиталистов. Болгары – бедняки активно включились в революционные события февраля—октября 1917 года. Свержение царизма в России, победа Великой Октябрьской социалистической революции, встречены болгарскими бедняками с большим энтузиазмом. В январе 1918 года в болгарских селах повсеместно устанавливается Советская власть. Весьма примечательно, что в состав Советов входили представители болгар, русских, украинцев и представители других национальностей. В борьбе за победу Великого Октября участвовали и болгары. Среди них член партии большевиков с марта 1917 года С.И. Кара из Вячеславки. Военный моряк, член ревтрибунала Балтийского флота, комиссар минной дивизии Невы и Ладожского озера беспощадно боролся с врагами пролетарской революции, сражался с англичанами на Северо-Двинском направлении комиссаром 4-го экспедиционного отряда моряков Балтики. Партия не раз посылала его в Бердянский уезд для установления и укрепления Советской власти в Ногайске и Бердянске. Опираясь на широкую поддержку крестьян, вместе с Г.З. Голиком они организовали партизанский отряд, который участвовал в разгроме деникинских, врангелевских полщищ, банд Махно. Он пользовался большой популярностью среди трудящихся Бердянского уезда. Они оказали ему высокое доверие. В марте 1921 года избрали членом ВУЦИКа. Впоследствии С.И. Кара был одним из видных организаторов Черноморского флота. Свою жизнь за дело трудового народа отдал член первого Бердянского Совета Н.Д. Киорпе из Андровки. 24 апреля 1918 года вместе с другими членами Совета он был расстрелян контрреволюционным отрядом Дроздовского. Не дрогнули перед врангелевцами и приняли мученическую смерть председатель Зеленовского волосного Совета, бывший матрос Черноморского флота Г.Ф. Ковачев и его сын красноармеец И.Г.Ковачев. Память о бесстрашных борцах за Советскую власть передается из поколения в поколение, о них сложена народом песня. Глубокий интернационализм смело прокладывал себе дорогу к сердцам болгар. Связи и сотрудничество между трудящимися болгарами, русскими, украинцами неизменно расширялись, стало больше смешанных браков. В первой половине 20-х годов по примеру русских и украинских братьев организовываются партийные, комсомольские ячейки. Население активно участвует в приобретении Осоавиахима, в создании фонда электрификации страны, в организации «Союзов» и «Тозов». В годы коллективизации болгары одними из первых на Украине завершили революционный переворот в деревне. Большую помощь в преобразовании села сыграли 25-тысячники из промышленных центров, созданные МТС. В предвоенные годы среди болгар появились первые орденоносцы. За получение высоких урожаев пшеницы С.П. Киров, Д.Г.Киров и Д.И. Витков из колхоза «1 Мая» (с.Вячеславка) были награждены орденом Ленина.

Создан 15 сен 2014



.введите слово или текст и установите желаемый язык с какого на какой перевести.
с :
на:

RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

КЛИКНИ ПУСТОЕ ПОЛЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

**** СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ - Мы верим, что наше совместное желание и неравнодушие помогут восстановить «Свято-Троицкий» храм и звон его колоколов станет для всех потомков болгарских переселенцев в Таврии символом веры, надежды и любви. - Украина. Село Радоловка, Приморского района, Запорожской области. - Историческая справка. - ...«Свято – Троицка» церковь построена в 1907 году на средства основателей села — болгарских поселенцев, которые отказались принять ислам у турок в Болгарии, и остались верными православию. Строительство церкви продолжалось около пяти лет с использованием местных строительных материалов. Церковь являлась одним из самых красивых образцов церковного болгарского зодчества на территории болгарских колоний в Приазовье (Таврии). После октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны в 1929 году церковь была закрыта коммунистическими активистами села, медные колокола и крест с церкви были отправлены на переплавку, а в здании церкви был открыт народный театр. С помощью болгарских политэмигрантов в 1930 году церковь была электрифицирована и расписана сюжетами из коллективизации села, вследствие чего были уничтожены все внутренние росписи храма религиозного содержания. В здании храма параллельно с народным театром была открыта сельская библиотека. С 17 сентября 1943 года по март 1944 года в здании церкви находился военно-полевой госпиталь, осенью 1943 года здание церкви было подвергнуто фашистами бомбардировке, в результате разрушены были центральный купол и колокольня, погибла часть находившихся в ней в это время раненых бойцов РКК. С 1944 года по 2000 год здание церкви использовалось как зернохранилище, склад стройматериалов. В 1977 году, учитывая архитектурную ценность здания церкви, руководство Ленинградской мастерской по реставрации памятников архитектуры предложило местному колхозу освободить церковь от зерна для её реставрации, но это предложение было отклонено. В 1994 году в селе была образована община прихожан, которая провела несколько субботников по очистке здания церкви от мусора. С 2000 года церковь на балансе Гюновского сельского совета. В этом же году при поддержке отца Дмитрия из г. Приморска, церковь была обследована специалистами, которые составили проектно- сметную документацию по реставрации церкви. За все время существования «Свято-Троицкого» храма ему, как и его создателям и их потомкам пришлось многое пережить: величие и процветание болгарских колоний в Таврии, революционное забвение и огонь нетерпимости, смерть и разрушение войны, экономические трудности и нестабильность нашего времени. ****




RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.