''РАДОЛОВКА'' Украина Запорожской Приморского

Радоловка

1862



Радоловка (укр. Радолівка) — село, Гюневский сельский совет, Приморский район, Запорожская область, Украина. Население по переписи 2001 года составляло 407 человек Географическое положение Село Радоловка находится у истоком реки Сосикулак, на расстоянии в 3 км от села Гюневка. История Основано в 1862 году как колония болгар из Бессарабии. Село названо в честь болгарского просветителя, первого директора Болградской гимназии Савы Радулова . Первоначальное название села - Радуловка (см. Н.С. Державин "Болгарские колонии на юге России". С 1924года — Радоловка. * * * * * * * * Сава Радулов Савва Илиев Радулов родился в 1817г. , в городе Панагюриште в очень бедной семье. Его имя при рождении Стойно. До 17 лет работает и учится чтению и письму у местного монаха. В 1834г. становится монахом и принимает имя Савва. После года проведенного в монастыре, Савва отослан в греческое училище в городе Измир (сегодня Турция), где учится до 1841г. Тогда несколько его видных земляков приглашают Радулова стать учителем в Панагюриште. Савва Радулов организует учебное дело в городе. Скоро в город начинают стекаться молодые люди из близлежащих и далеких сел, привлеченные солидным, по тем временам, образованием, которое давал Радулов. В 1847г. он печатает в Измире свой первый учебник – „Стихийная арифметика”. В 1853г. Савва Радулов становится учителем в городе в Болграде. Тут Радулов начинает борьбу с молдавскими учителями, которые препятствуют изучению родного языка детьми болгарских колонистов. Он принимает активное участие в подготовке к открытию первой Болградской гимназии (среднего болгарского училища). Собирает подписи в поддержку открытия гимназии. В конце 50-х годов ХIХ века правительство Молдовы санкционировало создание болгарской гимназии. Утверждена программа Саввы Радуловы. Курс семилетней гимназии разделен на два отсека. В нижнем отделении преподают предметы: священная история, арифметику и геометрию, черчение, землеописание, Отечественную краткую историю, краткую общую историю, греческий, молдавский, болгарский, русский языки и другие предметы. В верхнем отделении отсека: обширная катехизису, болгарское и молдавское, латинское, славянское письмо, обширнообщая история, обширные Отечественная история, торговли французские и греческие и другие. Румынские чиновники министерства образования вынуждены были назначить Савву Радулова директором первой Болградской гимназии, хотя они ненавидели его за принципиальную позицию в сохранении родного языка в начальных школах в болгарских колониях. Савва Радулов видный педагог, автор многих учебников и издатель, отдававший силы, знания и опыт в течении 25 лет, которые он прожил в Болграде среди бессарабских болгар. За свою деятельность Савва Радулов провозглашён почетным членом Болгарской академии наук (БАН). Перед смертью он передает значительную сумму министерству образования, которое основывает благотворительный фонд „Савва Радулов”. Савва Радулов умирает 12 июля 1887г. * * * * * * * * Что писали и пишут о болгарах (см. Википедия) Россияне их называют «болгары» и «булгары», как бы разделяя балканских болгар и волжских. ... Так кто же они, болгары? По традиции этот народ отождествляют исключительно с полным названием, что приводит к определенным недоразумениям. Где же истоки болгар? Почему о них было известно еще в «доведические эпохи»? На современных картах страна Болгария занимает всего-навсего 111 тыс. кв. км. Расположенная в юго-восточной части Западной Европы, она с трех сторон зажата Турцией, Грецией, Сербией, Македонией, Венгрией и Румынией. Официально в Болгарии проживает около 7,5 млн человек. Также официально считается, что немногим меньше болгар проживает за границей. Хотя, если быть объективным, существует достаточно оснований подвергать сомнению «официальные» данные. Значительное количество болгар диаспоры, по тем или иным причинам, были ассимилированы, а в ряде государств графа «национальность» вообще ликвидирована, что дает основание статистам значительно изменять истинные данные об этническом происхождении своих граждан... Булгары Булга́ры, болга́ры (совр. болг. прабългари, протобългари) — тюркоязычный племенной союз скотоводов и земледельцев, населявших с IV века степи Северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа и мигрировавшие во 2-й половине VII века частично в Подунавье, а позднее в Среднее Поволжье и ряд других регионов. Предки таких современных народов, как татары, чуваши, болгары, балкарцы, карачаевцы, башкиры и передали своё имя государству Болгария. В современной историографии используются также термины протоболгары, праболгары, древние болгары. Монотеистические религии История распорядилась так, что потомки булгар Волжских и Дунайских пошли разными религиозными путями. Дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли христианство от Византии, а волжские болгары при Алмуш в 922 — ислам от Багдадского халифата. Принявшие ислам – предки казанских татар, не принявшие и ушедшие на правобережье - чувашей. Впоследствии дунайские болгары оказались завоёваны мусульманской Османской Империей (Турцией). Волжские булгары были завоёваны монголами, а потомки волжских булгар — христианской Россией. Болгарские поселенцы Болгарские поселенцы появились в Украине в конце XVIII века. После того как из Причерноморья были вытеснены украинские казаки, российский царь Александр I пригласил православных из Балкан переехать в пустынные районы – таким образом спастись от османских репрессий. Приглашение приняли немало славян: для них переезд был вопросом жизни и смерти. На тот момент Порта уже имела опыт решения «болгарского вопроса»: людей либо заставляли принимать ислам, либо вырезали все живое поколение непокорной семьи – и старых, и малых. Именно так болгары лишились многих боярских родов – что уж говорить о простых людях… Вот и появились болгарские колонисты в Бессарабии, возле Николаева и в Крыму. По данным переписи населения Украины 2001 года, болгарами признают себя 205 тысяч граждан страны. Неофициальная статистика говорит: болгар около 300 тысяч. Они – шестые по численности после украинцев, русских, белорусов, молдаван и татар. История переселения болгар на Украину в ПРИАЗОВЬЕ (использован материал см. Монография (диссертация) по теме "Отечественная история" Белова, Елена Владимировна «МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ЮГЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ БОЛГАР В НОВОРОССИЙСКИЙ КРАЙ И БЕССАРАБИЮ (1751–1871 ГГ.) » ) В конце XIV века Болгария была завоевана Османской империей. Экономическое,религиозное, политическое угнетение, как со стороны центральных, так и местных властей и феодалов, подталкивали болгарское население к различным формам сопротивления. Одной из форм протеста против ассимиляции и угнетения стало переселение болгар в другие страны. Решая задачи по освоению южного региона российское правительство активно использовало болгар, предоставляя им социальные и экономические льготы. В процессе переселения болгар на Юг России и освоения ими новых территорий выделяется несколько этапов. Первый этап охватывает вторую половину XYIII века. Для этого периода характерны единичные случаи переселения болгар на Юг России. Переселение носило стихийный характер. До начала XIX века миграционный поток болгар в Россию был слабым. На втором этапе выделяется несколько миграционных волн. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. стала одним из ключевых моментов в истории переселения болгар на территорию Российской империи. С этой войной связано первое массовое переселение болгар в Бессарабию, которая после войны вошла в ее состав. На территории России было образовано первое территориальное объединение болгар -Бессарабское Болгарское водворение. Третий этап определяется двумя временными отрезками. В первый период (с 1828 г. до осени 1829 г.) миграция носила единичный характер. Инициатором болгарской иммиграции являлся генерал-губернатор М. Воронцов, который внедрял проект по привлечению болгарских моряков, портовых рабочих, кораблестроителей. Для второго периода третьего этапа (осень 1829 г. - 1830 гг.) показательна массовая эмиграция болгарского населения из Болгарии в Россию. В связи с тем, что большая часть переселенцев не обладала начальным капиталом, а у государственной казны России были ограниченные возможности, российские дипломаты были призваны сдерживать миграционный поток на южнороссийские земли. Болгары получали по 50 десятин на семейство, им разрешалось селиться и на помещичьих землях. После второго массового переселения в Бессарабии насчитывалось 83 колонии «задунайских переселенцев». Это число было неизменно вплоть до 1856 г. Четвертый этап в миграции болгар связан с политической обстановкой в 50-60-е годы XIX века в Юго-Восточной Европе - с Крымской войной 1853 — 1856 гг. . Как и в предыдущие русско-турецкие войны, они участвовали в ней на стороне России. Крымская война закончилась для России неудачно и по Парижскому мирному договору от 18/30 марта 1856 г. Россия передавала Молдавскому княжеству южную часть Бессарабии, в которой находились 40 болгарских колоний, в т.ч. город Болград. В российской части Бессарабии остались 43 колонии. Оставшиеся в пределах Молдавского княжества болгарские колонии поставили перед молдавским правительством, Петербургом и Европейской комиссией вопрос о сохранении им их прежних привилегий. Эти привилегии были им официально подтверждены. Было также сохранено их особое административное устройство – колонии задунайских переселенцев были включены в Болградский округ. Это положение сохранялось до марта 1860г, когда истекал срок добровольного переселения, установленный для желающих переселиться в Россию. После этого молдавское правительство стало лишать колонистов их привилегий. На них, в частности, была распространена рекрутская повинность, были увеличены налоги, в конце 1860г было ликвидировано их особое административное устройство. Эти действия властей вызвали возмущение и недовольство среди болгарского населения, которое выразилось в проведении манифестаций в Рени и Болграде 4-10 ноября 1860 гг. . Для усмирения демонстрантов властями были привлечены войска, в результате чего погибли не менее 10 и были ранены более 100 чел. Такой поворот событий, а также активизировавшаяся агитация со стороны России о переселении на ее территорию болгар, привели к новому массовому переселению болгар сперва в русскую часть Бессарабии, а с весны 1861 г. — в Приазовье. Для болгарских переселенцев в Приазовье российское правительство выделило 214 тыс. десятин земли, определенную финансовую помощь, освободила их на несколько лет от уплаты налогов. Каждой семье на новом месте выделялось по 50-60 десятин земли. Одновременно с переселением из Молдавского княжества состоялась последняя массовая эмиграция из Болгарии в Россию. Охватила она в основном население Северо-Западных районов Болгарии. Русские власти также направили переселенцев в Приазовье и Крым. В ходе этого переселения в Россию эмигрировало 16-17 тыс. человек. Переселение болгар из Болгарии развернулось весной 1861 г. . Петербург был готов к массовому переселению болгар. Перебежчики , у которых имелись родственники в русской части Бессарабии , временно селились у них . Остальных по указанию А.Г. Строганова размещали в Кубее . В первые дни как кубейские колонисты , так и жители других колоний , делились с перебежчиками продуктами . А .Г. Строганов рекомендовал ведомству Бессарабской области взять из десятипроцентного бессарабского капитала 2 тыс . руб . для пособия тем из перебежчиков , которые не имели родственников на российской территории и возможности заработка , а также не имеющих при себе денежных средств . 23 января 1861 г . Александр II подписал указ о сохранении прежних льгот и предоставлении болгарским колонистам , переселяющимся в Херсонскую , Таврическую , Екатеринославскую губернии , прав наравне с бессарабским болгарами России . Согласно этим правилам восстанавливались права переселенцев из княжества , которыми они пользовались до выезда из России в состоянии « подданства ». Невзирая на противодействие молдавских правительственных и колониальных властей , в колониях Измаильского округа начали составлять семейные списки желающих переселиться в Россию . Болгарские колонисты от 16-ти колоний избрали двух депутатов для представления болгар Молдавского княжества в городе Одесса , где находилось Управление Бессарабской областью и Новороссийским краем . В ноябре 1860 г . депутаты прибыли к А.Г.Строганову без официальных доверенностей , так как молдавскими властями было запрещено болгарским колонистам собираться в группы . Болгарские колонисты от имени 2 639 семейств просились переселиться в Россию . На некоторых из списков , которые привезли депутаты , не были приложены печати . Во многих колониях , где проживало смешанное население , писари назначались из молдаван и болгары не решались им доверить свой план . 26 декабря 1860 г. последовало Величайшее повеление о принятии болгарских колонистов , а 30 декабря в Одессу был отправлен П.Н.Стремоухов , статский советник из Азиатского департамента министерства иностранных дел, для решения вопросов по переселению . В феврале 1861 г. в Петербурге были получены прошения с приложением посемейных списков от 4 колоний (576 семейств ), в марте еще от 11 других колоний (3 159 семейств ), а затем еще от одной колонии (326 семейств) . На водворение этих 4 121 семейств последовало разрешение Александра II. А.Г.Строганов в деле о болгарских переселенцах всячески оказывал им своевременную помощь . Выдавались пособия жителям, бежавшим из Молдавии , но только после того , как они поселялись на местах . Все финансовые операции проходили через А.Г.Строганова . Из государственной казны в счет определенного пособия по 125 руб. серебром на семейство , за время зимовки в Бессарабии 1860–1861 гг . болгарским колонистам из Молдавского княжества было выдано 45 тыс . руб . серебром . А.Г.Строганов настаивал на том , чтобы на нынешних переселенцев были распространены определенные права и привилегии . И 2 639 семейств бессарабских болгар он дал указание поселить на основании Высочайше утвержденного повеления от 18 января 1860 г ., опубликованного в Журнале комитета 4- х министров . 29 марта 1861 г . в Болград прибыла комиссия от молдавского правительства . Перед комиссией стояли следующие задачи : 1) уговорить болгар отказаться от переселения ; 2) узнать , есть ли жалобы у болгарских колонистов ; 3) выяснить , в чем суть этих жалоб . 1 апреля 1861 г. в Болграде были собраны по 2 представителя от колоний . Депутаты от колонистов высказали решительное желание переселиться в Россию . От имени комиссаров Молдавского княжества из Ясс в Болград была отправлена телеграмма , в которой убедительно просили болгар заняться хозяйственными делами и отказаться от мысли покинуть обжитые места . 8 апреля 1861 г. при обсуждении болгарского вопроса в Палате депутатов большинством голосов было решено дать колонистам те права , которыми они пользовались до присоединения к Молдавскому княжеству . И хотя это решение противоречило действующей конституции в Соединенных княжествах , однако , вопрос о переселении болгар был настолько серьезен , что молдавские власти официально пошли на уступки . Но цель они преследовали несколько иную , чем казалось : всякого рода проволочками Молдавия хотела выиграть время и отклонить от переселения болгар . С начала апреля 1861 г. среди болгар Молдавского княжества велась активная работа по сбору списков на переселение . В 32 колониях из 40 пожелали переселиться 6 759 колонистских семейства , что составляло примерно 34 000 чел . ( если учесть , что в это время семейство насчитывало около 5 человек ). Это означало , что 75–80 % от жителей колоний бессарабского юга готовы были переселиться в приазовские степи . Российское правительство быстро и решительно приняло меры по переселению: был оформлен общий паспорт 32 колониям . В первых числах мая российские чиновники уточняли маршруты переселения в Таврическую губернию . Отдельно рассматривали вопросы , связанные с перевозкой колонистов , их багажа , скота . Молдавские же чиновники на местах разными способами пытались воспрепятствовать выезду колонистов в Россию . 16 апреля 1861 г . молдавские власти обнародовали приказ о том , что никто из колонистов не имеет права покинуть свой дом . Колонистам не выплачивали за недвижимое имущество при переселении болгар из Молдавии . М.Н.Муравьев настаивал на том , чтобы А.М.Горчаков признал необходимым убедить молдавское правительство сохранить имущество болгар и обратить внимание на обещание А.Кузы по делу о переселении болгар . Директор Азиатского департамента Н.П.Игнатьев дал Н.К.Гирсу ряд рекомендаций , которые сводились к главному — употребить все возможные методы , чтобы правительство Соединенных княжеств разрешило болгарам свободно распродавать свое имущество , а «движимое и скот , если они ( переселенцы – Авт.) того пожелают , брать с собою в Россию » . Одно - временно была отправлена другая депеша агенту в Измаил П.С.Романенко, в которой давались четкие установки — « желаемо бы было , чтобы болгары имели в своем распоряжении большое количество скота и лошадей ». Рекомендовалось « внушать при каждом удобном случае , чтобы они ( болгары – Авт.) скот не продавали , а брали с собою при переходе » Российское правительство принимало все меры , чтобы были немедленно выданы паспорта для перехода в Россию . С 1 по 4 августа 1861 г . через границу вместе с подкупленными солдатами перешли 110 болгарских семейств . Молдавское правительство , возвратив колонистам все те преимущества , которые были у них отняты , вместе с тем объявило , что переселенцы для получения паспортов должны подчиниться правилам о переселении за границу , установленными колониальным уставом , принятом в Российской империи . Подобное притязание молдавского правительства было неосновательно по нескольким причинам : во- первых , молдавские власти , уничтожив права колонистов , тем самым лишили себя права опираться на колониальный устав ; во - вторых , исходя из принятой конституции Молдавии , каждый желающий имел право выселиться за пределы государства ; в - третьих , с болгар потребовали выплаты денег , затраченных на устройство колоний российским правительством , но никак ни молдавским ; в - четвертых , колонистам запретили распоряжаться своими домами , мельницами и другими хозяйственными постройками , хлебными запасами , капиталом , что противоречило колонистскому уставу ; в - пятых , от болгар потребовали выплаты кормовых денег , которое российское правительство выделило колонистам для водворения их в России . В сентябре 1861 г . молдавский премьер – министр Пано снабдил колониальное управление предписанием о выдаче паспортов тем колонистам , которые выполнили объявленные им условия , но молдавский комиссар Жокцул не только отказал в выдаче паспортов , но и посадил за решетку особенно активных колонистов . Понимая , что установленные экономические требования не в силах остановить болгар от переселения , молдавское правительство во всех колониях поставило военные команды с целью препятствовать всякого рода сходкам и собраниям , а также для личного задержания тех из колонистов , которые пытаются убеждать своих односельчан к переселению . В начале сентября в болгарские села прибыли дополнительно молдавские солдаты . Были произведены аресты зачинщиков переселения . Солдаты делали все возможное , чтобы заставить желающих переселиться в Россию , разгружали подводы с уложенным несколько месяцев назад имуществом колонистов , не давали выехать , охраняя дороги и дома колонистов . Мало того : паспорта колонистам под разными предлогами не выдавались , хотя были случаи полной выплаты всех требуемых денежных повинностей . Были уничтожены созданная десятилетиями законная база единой экономической системы , общие социально - политические и духовные ценности болгарских бессарабских поселенцев В течение лета и осени перешло около 1 000 семейств , как небольшими партиями , так и целыми колониями . Александром II были приняты жесткие меры . Было отдано распоряжение : в случае , если болгар и далее не будут пропускать , поставить князя А. Кузу в известность , что Россия готова прервать отношения с Соединенными княжествами . Назревал военный конфликт . В конце сентября и в октябре три колонии перешли в Россию в полном составе , подкупив или перевязав солдат . В конце октября , в самое неудобное для переселения время , колонистам стали выдаваться паспорта . В течение октября на российскую территорию по паспортам перешло 4 колонии , а в ноябре еще 4. Кроме жителей 32 колоний , просивших о переселении и избравших для водворения земли , к концу декабря 1861 г . прибыло в Россию еще до 70 семейств болгарских колонистов из пограничных колоний Табак , Канзас и из располагающихся возле Болграда хуторов . С ноября 1860 г . по 1861 г . в Россию перешли , по донесениям карантинных служб , 11 766 душ без паспортов и 10 633 души с паспортам . Приведенные выше документы подчеркивают значимость переселения болгарских колонистов не только в экономическом плане . Выделяя болгарам удобную для заселения свободную землю , петербургский кабинет преследовал помимо экономических военные и политические цели . Поэтому так скрупулезно разрабатывались проекты по переселению болгарских колонистов и образования болгарских ремесленно - торговых колоний . Отдавая землю , в первую очередь , болгарским колонистам , а не крестьянам из внутренних губерний , русское правительство стремилось привлечь зажиточных земледельцев и создать на пограничных территориях сильные торгово - ремесленные города , которые одновременно выполняли роль 4 000 подвод , 3 850 лошадей , 5 800 единиц крупного рогатого скота , до 28 166 овец . В результате переселения к северу от селения Табак были созданы две новые колонии : Болгарийка и Тараклия II, в которых поселились болгары из разных колоний и Болграда . Позднее сюда переселились болгары из сел северного Буджака . В 1862 г . к северу от Вайсала было основано село Калчево , в котором основной костяк составили болградцы По сведениям 1864 г . болгарские колонисты из Молдавии основали 5 колоний в Мелитопольском уезде Таврической губернии : Дмитриевку , Волканешты , Болград , Тырновку , Александровку . В Днепровском уезде было образовано село Георгиевка . Большая часть болгар из Молдавии обосновалась в Бердянском уезде : здесь образовалось 36 поселений – Райновка , Преслав , Богдановка , Степановка , Федоровка , Инзовка , Диановка , Марина , Бановка , Ивановка , Троян , Софиевка , Андреевка , Палаузовка , Петровка , Николаевка , Анновка , Михайловка , Зеленая , Романовка , Вячеславовка , Гюневка , Елисаветовка , Радуловка , Надежная , Гирсовка , Нельговка , Дунаевка , Девненская , Георгиевка , Гаммовка , Цареводар , Строгановка , Еленовка , Варваровка . В названиях колоний болгары увековечили имена И . Инзова , Хр . Палаузова, С. Радулова. К концу 60- х годов Х I Х в . в Таврической губернии насчитывалось 23 310 болгар , а в начале 70- х годов — около 30 000 человек После 1862 г . массового переселения болгар в Россию не наблюдалось . Всего из молдавской части Бессарабии переселилось 4 500 семейств. К концу 1863 года в Бердянском и Мелитопольском уездах насчитывалось уже 5500 болгарских семейств. Каждая семья получила ссуду на обзаведение — по 125 рублей, снабжение хлебом на каждого члена семьи до первого урожая, а главное — по 50 десятин земли. Болгарский исследователь Мишо Ходжийский приводит любопытный факт. Его односельчанин из села Инзовка Иван Колесник, помнивший это переселение, рассказывал: для того чтобы получить как можно больше земли, которая выдавалась на семью, переселенцы начали заключать фиктивные браки. Случалось, что венчали даже вдов и тринадцатилетних мальчиков. После получения земли браки аннулировались, а церковные книги уничтожались священниками. Интересно, что, как пишет Ходжийский, российские власти ничего не заподозрили, удивление у них вызывали лишь столь ранние браки болгар. Одновременно с переселением из Молдавского княжества состоялась последняя массовая эмиграция из Болгарии в Россию. Охватила она в основном население Северо-Западных районов Болгарии. Несмотря на стремление заселить пустующие Приазовские степи, российское правительство в конечном счете оказалось неготовым разместить всех переселенцев. Неурожаи, а также непривычные условия Приазовья и Крыма значительно усложнили положение переселенцев. Тяжело были пережиты неурожайные 1862-1865 гг. В 1866 г. переселенцы даже предприняли попытку переселиться на Кубань, отказавшись даже сеять свои поля.. Правительство решительно отказывает им в разрешении переселиться на Кубань и, чтобы удержать болгарское население, выделяет 51 тыс. рублей на строительство церквей в болгарских селах Приазовья, а также открытия специального училища в Преславе. И решает оставить колонистам в течение 5 лет (1866-1870) все доходы от резервных и излишних земель в болгарских колониях. Эти меры в конечном итоге принесли необходимый результат. Образование новых колоний потребовало создания органов управления ими. Большинство колоний вошли в состав трех болгарских округов Мелитопольского, Молочанского и Бердянского. Таким образом, после всех переселений в середине 60-х гг. XIX века сформировались три района компактного заселения болгар – Бессарабия, Приазовье и Крым, а также ряд дисперсно разбросанных колоний в Херсонской губернии: под Одессой, Николаевом, Тирасполем. В России были введены Правила общественного и поземельного устройства и управления поселенцев. Они ликвидировали особое колонистское управление и изменили социальное положение болгарского населения юга Российской империи. По правилам предвиделась возможность образования общин на базе существовавших колонистских округов. Теперь болгары приравнивались к остальному сельскому населению в Российской империи. За сельскими общинами сохранялись все предоставленные им участки и находящиеся в их постоянном владении имущество и земля. Правила так же предусматривали общинное, а не индивидуальное землевладение. В Приазовье болгарские села вошли в состав четырех общин : Цареводарской, Преславской, Романовской Бердянского уезда и Волканештской в Мелитопольском уезде. К концу 19 в. численность населения в болгарских селах значительно возросла. В 1897 г. по данным Первой Всероссийской переписи численность населения составляла в Бессарабской, Херсонской и Таврической губерниях 170 тыс. человек, в т.ч. в Бессарабии – 103 тыс., в Крыму – 5840. С увеличением численности населения в болгарских колониях связано усиление миграционных процессов последней трети XIX в. До 1881 г. в Крыму было основано еще несколько болгарских сел. В конце XIX — нач. XX в переселенцы из старых болгарских сел в Бессарабии основывают ряд новых сел. ОСМАНСКОЕ ИГО Турецкое иго Непрерывные войны с Византией и Сербией ослабили политическую и военную мощь второго болгарского царства. В 1394 турки оккупировали северо-восточную часть Болгарии. Так завершилась 210-летняя история Второго Болгарского царства. Многие болгары бежали в русские княжества, Румынию и Сербию. С этого момента в течение почти пяти столетий Болгария превратилась в провинцию Османской империи. Турецкое иго ( 1396 — 1878 гг.) является самым мрачным периодом в болгарской истории. Политическое порабощение сочеталось с религиозным нажимом: была уничтожена болгарская патриархия, оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству, разрушены были монастыри и культурные памятники. Греческие священники заняли все высшие церковные посты. Болгарское духовенство лишалось приходов, службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения; были разграблены библиотеки, в которых хранились болгарские книги, в том числе библиотека Тырновского патриархата и собора; запрещалось использовать кириллицу и болгарский язык. Вместо него официально вводился греческий язык. Только монахи Афонского (Атонского) монастыря вели богослужения на болгарском языке. Вытесненные со стратегических центров и плодородных равнин, болгары ушли в горы. Немалая часть их была вынуждена принять ислам. А те, которые отстаивали свою христианскую религию, были подвергнуты жестокой эксплуатации в виде тяжелых налогов, разных повинностей. «Рая» ( так называли турки порабощенных христиан) вынуждены были платить и так называемый «кровный налог», т.е. отдавать маленьких мальчиков для обучения в турецкие казармы. После принятия ислама, они превращались в янычар, которые становились отборной частью турецкой армии. Болгарское население неоднократно пыталось освободиться от османского гнета. В 18 веке начался период национального возрождения. С 1735 года нашли распространение школы вне монастырей, где обучение шло на болгарском языке. Во время русско-турецкой войны зародилось болгарское национально-освободительное движение. Несмотря на то, что народные восстания беспощадно подавлялись, по всей стране действовали отряды партизан (гайдуков), которые мстили туркам. Во главе движения стояли деятели церкви и образованные люди при поддержке зажиточных крестьян (чорбаджиев), торговцев и ремесленников (эснафи). Существенную помощь из-за границы оказывали болгарские эмигранты, жившие в России и западных странах. Турецкие власти были вынуждены разрешить открытие болгарских школ ; число начальных школ к 1845 достигло 21 (2 в городах и 19 в селах). Наконец и болгарская церковь добилась независимости от греческой патриархии в Константинополе. Султанский ферман (указ) 1870 года юридически постановил эту независимость и фактически признал самобытность болгарской нации. В 1869 был создан Болгарский революционный центральный комитет в эмиграции, влияние которого вскоре распространилось по всей стране. Трудолюбивые землепашцы Основной деятельностью болгарского населения было земледелие. В «Записках о современном быте новых славянских переселенцев Таврической губернии за 1866 и 1867 гг.» заведующий постройкой церквей в болгарских колониях Табаровский приводит сведения о быте и занятиях болгар. «Болгары преимущественно земледельцы, весьма трудолюбивы, расчетливы и бережливы…, — сообщает автор , -... хлебозапасные магазины воздвигнуты во всех колониях и наполнены хлебом…». Основной отраслью скотоводства у болгар Приазовья являлось разведение овец. Наибольшее количество овец разводилось в болгарских селах. Болгары-переселенцы производили и наибольшее количество товарного зерна. Также колонисты занимались огородничеством, садоводством, виноградарством и виноделием, шелководством. Академик Николай Державин в своём труде «Болгарские колонии в России», увидевшем свет в 1914 году, выделял колонии Бердянского уезда, как наиболее сохранившие национальные традиции и обычаи. Он связывал это с расположением болгарских поселений в близости друг к другу и даже некоторой замкнутостью. Болгарские школы Говоря о жизни болгар в Северном Приазовье, нельзя не сказать об общем культурном уровне поселенцев. Епископ Гермаген в труде «Таврическая губерния», характеризуя каждое село Бердянского и Мелитопольского уезда, сообщает, что церкви в своих селах болгары начали строить в 1868 – 1873 годах, сразу по прошествии неурожайных лет. К 1887 году в каждом болгарском селе Бердянского уезда было народное начальное училище. А в некоторых, таких как Инзовка, Николаевка, Царедаровка, даже по 2 – 4 школы. Школы в болгарских селах возводили и обустраивали сами жители. Сельская община должна была предоставить помещение для школы, квартиру учителю, обеспечить дрова и керосин. Власти же направляли в село учителя, которому платили жалование и финансировали закупку учебников. В 1887 году в большей части семей болгар-колонистов были грамотные или учащиеся. Но со временем число учащихся, как мальчиков, так и девочек, в школах болгарских сёл росло. В 1896 году Бердянское уездное земство (орган местного самоуправления уезда), подымая вопрос о всеобщем образовании, отмечало, что в болгарских сёлах «положение школьного дела настолько хорошо, что вполне возможно и в настоящее время ввести всеобщее обучение». В 1875 г. в селе Преслав, кроме начального народного училища, была открыта учительская семинария, которая готовила учителей для болгарских школ. Она готовила не только учителей, здесь воспитывалась новая болгарская интеллигенция. Первые 10 лет семинария была болгарской, преподавали там болгарские священники. Но царское правительство, стараясь ограничить проявления национальной сознательности, сделало семинарию русской. А все болгарские учителя были уволены. До 1918 года Преславская семинария оставалась русской, хотя учениками были болгары близлежащих сёл. Уже после гражданской войны Преславская семинария стала Болгарским педагогическим техникумом. Лихие времена События октября 1917 года, гражданская война сделали Таврию ареной сражений. Как отмечал Мишо Хаджийский, болгарские села во время всеобщей анархии сохранили свое самоуправление. В них были оставлены старосты, писари, народное ополчение. 1920‑е годы были Ренессансом не только для украинской культуры, но и для культур других народов, населяющих Украину. Если во времена Российской империи жители болгарских сёл не имели возможности читать болгарскую литературу, то в 20‑х годах ХХ века стали создаваться болгарские библиотеки, выходить газеты и журналы на болгарском языке. Именно тогда в Преславском педагогическом техникуме обучение снова велось на болгарском языке. В техникуме была большая болгарская библиотека — около 50 тыс. томов. Директор техникума Райна Кандева была автором нескольких болгарских хрестоматий и книг, редактировала детские издания «Бъди готов» и молодёжно-технический журнал. Преподавательница Невела Генчева была популярной журналисткой и писательницей, сотрудничала со всеми болгарскими газетами и журналами. Преславская учительская семинария, а затем и Преславский педагогический техникум были одним из культурных центров болгар в Таврии. Преславский педагогический техникум просуществовал до 1936 г., за этот период здесь было подготовлено 600 учителей для болгарских школ Украины и Крыма. Но период расцвета национальной культуры длился недолго. В 1936 году болгарский педтехникум был закрыт, а на его месте создана школа-десятилетка. Болгарские учителя отстранены от работы, богатая библиотека — уничтожена. Тогда же были закрыты все болгарские школы. Тем не менее, через годы гонений, исторических перипетий приазовские болгары смогли пронести память о прошлом своего народа,

Создан 03 мая 2014



.введите слово или текст и установите желаемый язык с какого на какой перевести.
с :
на:

RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

КЛИКНИ ПУСТОЕ ПОЛЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

**** СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ - Мы верим, что наше совместное желание и неравнодушие помогут восстановить «Свято-Троицкий» храм и звон его колоколов станет для всех потомков болгарских переселенцев в Таврии символом веры, надежды и любви. - Украина. Село Радоловка, Приморского района, Запорожской области. - Историческая справка. - ...«Свято – Троицка» церковь построена в 1907 году на средства основателей села — болгарских поселенцев, которые отказались принять ислам у турок в Болгарии, и остались верными православию. Строительство церкви продолжалось около пяти лет с использованием местных строительных материалов. Церковь являлась одним из самых красивых образцов церковного болгарского зодчества на территории болгарских колоний в Приазовье (Таврии). После октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны в 1929 году церковь была закрыта коммунистическими активистами села, медные колокола и крест с церкви были отправлены на переплавку, а в здании церкви был открыт народный театр. С помощью болгарских политэмигрантов в 1930 году церковь была электрифицирована и расписана сюжетами из коллективизации села, вследствие чего были уничтожены все внутренние росписи храма религиозного содержания. В здании храма параллельно с народным театром была открыта сельская библиотека. С 17 сентября 1943 года по март 1944 года в здании церкви находился военно-полевой госпиталь, осенью 1943 года здание церкви было подвергнуто фашистами бомбардировке, в результате разрушены были центральный купол и колокольня, погибла часть находившихся в ней в это время раненых бойцов РКК. С 1944 года по 2000 год здание церкви использовалось как зернохранилище, склад стройматериалов. В 1977 году, учитывая архитектурную ценность здания церкви, руководство Ленинградской мастерской по реставрации памятников архитектуры предложило местному колхозу освободить церковь от зерна для её реставрации, но это предложение было отклонено. В 1994 году в селе была образована община прихожан, которая провела несколько субботников по очистке здания церкви от мусора. С 2000 года церковь на балансе Гюновского сельского совета. В этом же году при поддержке отца Дмитрия из г. Приморска, церковь была обследована специалистами, которые составили проектно- сметную документацию по реставрации церкви. За все время существования «Свято-Троицкого» храма ему, как и его создателям и их потомкам пришлось многое пережить: величие и процветание болгарских колоний в Таврии, революционное забвение и огонь нетерпимости, смерть и разрушение войны, экономические трудности и нестабильность нашего времени. ****




RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.