''РАДОЛОВКА'' Украина Запорожской Приморского

НАДЕЖДЫ И МЕЧТЫ БОЛГАРСКОГО НАРОДА.

НАДЕЖДЫ И МЕЧТЫ БОЛГАРСКОГО НАРОДА.



Эта замечательная статья написана известным в Молдавии историком и общественным деятелем Иваном Забуновым. Скопирована сhttp://borm-md.org/node/1335 РОССИЯ ИСПОЛНИЛА ВЕКОВЫЕ НАДЕЖДЫ И МЕЧТЫ БОЛГАРСКОГО НАРОДА. В 2013 году в связи с юбилейной 135-й годовщиной Освобождения Болгарии от османского ига Болгарская община в Республике Молдова получила много вопросов о причинах, роли, месте, характере и значении русско-турецкой войны 1877-1878 гг. На эти и другие вопросы мы попросили тогда ответить председателя Болгарского общества «Возрождение», заместителя председателя БОРМ . доктора истории, доцента Ивана Забунова. Публикация называлась «Русия изпълни надеждите и мечтите на българският народ» (http://www.borm-md.org/node/1096). Сегодня мы выполняем многочисленные просьбы наших читателей дать публикацию с некоторыми изменениями и дополнениями и на русском языке. С самого начала отметим, что в 2012 году в связи с также юбилейной 135-й годовщиной начала русско-турецкой войны 1877-1878 гг. только на сайте БОРМ были опубликованы материалы и статьи по теме, в то время как сама дата прошла почти незамеченной: «Начало было в Кишиневе»(http://www.borm-md.org/bg/node/312), «Мы Дунай переходили» (http://www.borm-md.org/node/360), «Епопея от подвизи и слава»(http://www.borm-md.org/node/359), Конференция «Русия и освобождението на България от османско иго» (http://www.borm-md.org/node/828), «Без Кишинева не было бы и Сан- Стефано» (http://www.borm-md.org/node/826), « Юрий Гагарин, болгарские ополченцы и …» (http://www.borm-md.org/node/819), «Приглашаем на конференцию» (http://www.borm-md.org/node/824) и другие. На самом деле, тема «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.», вернее ее празднование, за последние 15-20 лет претерпело очевидную трансформацию. Раньше основное внимание уделялось началу войны и торжественно отмечалась дата 12 апреля 1877 г. как дата объявления войны России против Турции. Хотя правильнее было бы отмечать по новому стилю 24 апреля. Но постепенно эта дата уходит в «тень» более официально и более торжественно отмечаемой даты 3 марта 1878 г., дня подписания Сан-Стефанского договора и официального праздника – Дня освобождения Болгарии. Чтобы избежать некоторые излишние рассуждения и осуждения проясним, что для нас Болгария превыше всего, она наша любовь, наша гордость, наше достоинство, наша судьба, наше величие и наша слава. Вместе с тем мы хотим, чтобы память о десятках тысяч жертв всех народов России осталась в памяти и последующих поколений благодарного болгарского народа. Конкретно в судьбе бессарабских болгар Россия сыграла такую судьбоносную роль, что портреты их Отца-попечителя русского генерала Ивана Инзова из ежегодно печатаемых при его жизни календарей и через 80 лет после его смерти висели на стенах их домов рядом с портретами русских императоров. Я случайно нашел собственноручно переписанные моей мамой, до простит ее Бог, молитвы о Святых Кирилле и Мефодие и о русском императоре.Эти листочки как самое сокровенное и дорогое она всегда носила с собой, они пережили многие десятилетия, в том числе и атеистические социалистические времена. Бессарабские болгары, их самая прогрессивная, самая образованная, самая родолюбивая часть, как подданные Российской империи никогда не забывали о Болгарии и всегда имели одно стремление, одну цель, одну задачу и один смысл жизни –выжить, сохранить свое, болгарское, быть полезным своему народу и сделать все возможно, чтобы приблизить час освобождения своего порабощенного Отечества от ненавистного рабства и послужить построению нового, свободного и независимого болгарского государства. А теперь о вопросах. Больше всего наших сонародников, в том числе и немало из Болгарии, интересуются почему Россия,будучи великой и сильной, раньше не освободила балканские народы, в том числе и болгарский. Почему Болгария первой попадает под иго Турции и последняя получает освобождение. Ответ наш сводится к следующему: 1. Болгария никогда сама не получила бы освобождение; 2. Россия была единственной кто мог освободить Болгарию; 3. Россия в своих интересах на Балканах практически не имела союзников. А теперь подробнее. 1.Действительно, после вторжения варварских волн османских завоевателей на Европейский континент они достигают стен Вены и Будапешта. Но самые первые, самые мощные, самые сильные и самые жестокие из них, как демонстрацию могущества и насилия, принимает Болгария. Она первая лишается государственных институтов и попадает под полную власть чуждой по вере и враждебной империи. С самого начала болгары не только оказывают героическое сопротивление поработителям, но и ведут различного рода борьбу против завоевателей. Но и после порабощения продолжает не мириться со своим рабским, в том числе религиозным положением. Несколько мощных волн насильственной ассимиляции, к сожалению, достигают определенных результатов и убивают надежду болгар на возможное улучшение их полного бесправия. Все это описано в сотнях тысяч документах и огромного количества книгах. Но, к сожалению, вся эта информация становится известной только после освобождения, т.к. после порабощения Болгария остается закрытой страной, о положении болгарского народа почти нет никакой информации. Но у Болгарии была и одна особенность, которая сыграла определенную роль в ее положении в составе Османской империи по сравнению с остальными странами и регионами. Речь идет о ее географическом положении и ее самыми плодородными землями, которые позволяли кормить половину населения всей империи и накапливать огромные богатства. В этом отношении болгары в экономическом положении были более обеспеченными, чем другие народы на окраинах самой Османской империи, и даже некоторых стран Европы. Болгары не жили в нищете, иначе они не смогли бы обрабатывать огромные плодородные земельные пространства. Но само их рабское бесправное положение, отсутствие личных прав и представительства в структурах власти, полная духовная и образовательная изоляция со стороны греческого духовенста лишали болгар возможностей на самые элементарные условия для национальной, духовной и образовательной эмансипации. Как бы ни звучало парадоксально, но само относительно обеспеченное экономическое положение болгар представляло собой серьезный заслон для зарождения, не говоря уже о мощном внедрении национально-освободительной идеологии или ведения пропаганды и агитации к вооруженной борьбе. Зарождающаяся болгарская буржуазия была незначительной, маломощной и не могла до конца осознать необходимость освобождения Болгарии для развития новых капиталистических отношений. Что касается зажиточной части, так называемых чорбаджиев, или изедници ( буквально – плодовитый червь), то лучшую характеристику им дал Апостол болгарской свободы Васил Левский. Извечный вопрос любой то ли войны, то ли революции : «Откуда взять деньги?». Потому что как в первом, так и во втором случаях самое малое необходимо оружие и одетые, сытые и обученные пользоваться оружием люди. Только в случае войны это забота государства, а в случае революции это работа революционеров, которые могут купить оружие за деньги, которые они соберут или отнимут у народа, то есть у богатых, а в Болгарии и у чорбаджиев. Еще 6 февраля 1871 г. Васил Левский пишет Призыв от имени Привременного болгарского правительства , основной смысл которого сводится к тому, что есть люди, которые готовы встать на борьбу с поработителями, но для этого нет средств и поэтому необходимо собирать деньги «От болгар для Болгарии». Аналогичная задача по сбору денег содержится и в Призыве от имени Привременного правительства в Болгарии – I-го отделения Болгарского центрального революционного комитета от 10 марта 1871 г., которое предусматривал и наказание для тех, кто откажется помогать освобождению Отечества. Призыв начинается следующими словами: «Каждый болгарин хочет сегодня себе добра вообще и желает освободиться от агарянского рабства, следовательно и вы, если только вы болгарин и счастливый человек и если желаете добра своему отечеству, необходимо отдаться всем сердцем и душой народному делу и показать, что вы являетесь достойным сыном Болгарии и свободолюбивым человеком. Повторяю, если вы родолюбец, христианин и мужчина, вы должны исполнить следующие наши и всей Болгарии желания; если нет, то честные и родолюбивые болгары проклянут Вас и очень скоро отправят вас к … Одумайтесь! Предатели, чорбаджии, изедници и турецкие подхалимы будут висеть на одном дереве с нашими врагами – народная месть будет страшной! Кто сегодня не желает быть свободным, тот не болгарин и не человек! Итак, вы вольны выбирать для себя путь и идти по нему, т.е. или с нами и с народом, или с турецкими палачами и кровопийцами. Поспешите записать свое имя на страницах(истории) золотыми или черными словами и постарайтесь быстрее определиться: темное рабство хотите или золотую свободу ». Был специально подготовлен Образец угрожающего письма к чорбаджиям для сбора средств, основное содержание которого повторялось в каждом конкретном случае. Мы приведем только начало одного, написанного Левским письма от имени Болгарского Революционного Центрального комитета – Привременного правительства, адресованного Ганчо Мильеву в Тырново: « Не только к вам относится!...Но и для людей менее богатых – по возможностям…Не для нас!...Но для вас и ваших детей, и для нашего Отечества! Жертвовать будете всегда». Отмечая, что болгары находятся «в самом тяжелом и самом отвратательном угнетенном положении от проклятого агарянина», Левский продолжает: «Кого затронут эти сиротинские кровавые слезы!?...Которые каждый день льются, умоляя Бога избавить их от грязных рук! Которые ежедневно вырывают из их уст хлеб! И умирают голодные! ….Турчеют их детей! Бесчестят женщин помоложе и их дочерей!!!...Эти невинные не наши ли братья и сестры!?...Почему все это творится?...Думаете, что мы остаемся не виновными в этом!? Нет!...Ни в коем случае!... Мы , а больше всех вы, чорбаджии, не вы ли причина, что творится такое беззаконие и стоит проклятое зрелище перед нами!?...На кого другого надеяться этим несчастным!?... Кто не против прибрать их, чтобы они были его вечными рабами! Разве их кровавые слезы не льются через Господа на наши головы!?...Если мы, ихние братья и отцы, не поднимемся пролить каплю крови, избавить своих матерей, своих жен, своих сестер и своих детей! Кто другой это сделает…? Разве не мы их братья и отцы, о которых оставим вечную память! Когда прольем каплю крови за их избавление!?...А они нам воздвигнут памятники!? …Не прославят ли нас в истории, которую мы воскрешаем и даем ей новый век!? Не будут ли нас поминать во всех церквях в Болгарии, до тех пор, пока живет имя болгарин!? За то, что мы разорвем оковы над Болгарией и вытащим народ с благословения божьего из ада в рай!?...Не так будет в нашей Болгарии, как сейчас в Турции…Все народы в ней будут жить по одним чистым и святым законам, как дано богом, чтобы жил человек; и для турка, и для еврея и пр., какими бы они не были, для всех будет одинаково, только если они признают законы наравне с болгарами. Так будет в нашей Болгарии! ». И далее снова обращение к чорбаджиям: «Сегодня и навсегда мы с вами заканчиваем, потому что не только с вами у нас дела!...Вот уже десять лет мы ждем вас и жертвы на виселицу давали, и в Диарбекир каждый год посылали узников только и только для вас, богатеев, чтобы вы взялись за ум и разум и выполнить то, что мы вас заставляем сегодня! Вы должны были давно подготовиться, понимая, что без денег дела не делаются! Вы должны были прийти и искать нас, а не мы вас! Потому что одного настоящего народного юнака(повстанца) и сто чорбаджиев не могут выкупить; а мы еще и давали и даем такие жертвы для чорбаджийского удовольствия!...Ждали когда вы заметите горячие слезы нашего бедного народа, который уже в крайном истощении! Так нет! Вы пьете его кровь и предаете его грязному мучителю. Поймите! Мы уже решились! Или вас привлечь, или поразить!...Если пожертвуете больше, чем от вас просят, вы купите себе более долгую жизнь, которая сейчас в цене!!? Завтра – нет! И за миллионы. Увидим как вы себя покажете! Как хотите! Или тридцать лир будут для вас милее , или золотая свобода, в которой будет навеки отмечено ваше имя». Отметим для сведения, что вопрос о закупке оружия имел и практические заявки, но самое малое что планировалось это три тысячи ружей, самая дорогая из которых, английская, в розницу стоила 15 турецких лир, другие были почти вдвое дешевле. Чтобы закончить с длинными утомляющими читателя цитатами, вернемся к Призыву Привременного правительства в Болгарии –I-е отделение Болгарского Центрального революционного комитета от 10 марта 1871 г., в котором, между прочим, написано: «Счастливы те наши народолюбцы, которые поднимают руку за свою свободу – их имена будут прославлены навеки; а трусы, изедници и безразличные будут прокляты во веки веков. Каждый болгарин, которого родила болгарка и который не хочет быть турецким рабом, должен жертвовать всем, чтобы потом добиться многого. «Продадим имущество свое, заложим жен своих и детей своих, чтобы выкупить свое Отечество», - сказал Минин». Здесь возникают как минимум два вопроса. Почему Левский цитирует Козьму Минина, неизвестного болгарским чорбаджиям, к которым адресован Призыв? И почему Левский не цитирует точно слова Минина, добавляя от себя то, чего Минин не говорил? И ответ категорически один. Не случайно. Немного истории. Речь идет о времени конца междуцарствия в русской истории, когда поляки захватили Москву и в сговоре с продажным боярством, фактически управляли государством. В октябре 1611 г. в Нижний Новгород .приходит специальная грамота патриарха Гермогена с просьбой о помощи в борьбе против польских завоевателей. Уже на другой день было созвано общенародное собрание, на котором жители Нижнего Новгорода обсуждали как поступить относительно прибывшей грамоты. Протопоп Сава убеждал народ «подняться за веру». После него взял слово недавно избранный старостой малоизвестный Козьма Минин, который убедительно доказывал: « Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником ». Именно эту цитату знал Васил Левский из изданной книги С.М.Соловьева «История государства Российского». Хотя есть и другой вариант из его речи перед новгородцами: «Правда, может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моей семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании ». (http://www.rpk.len.ru/scripta/KL/2005/48/3.1.html). Остальное известно. Усилиями Минина из разных мест и городов в самый короткий срок были набраны люди и собраны средства для вооружения и униформы большого народного ополчения, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. Поляки были изгнаны и из Москвы, и из России, которая с помощью народа отстояла свою независимость. Как видно, Левский вторую часть фразы Минина заменил словами «и выкупить свое отечество». Кроме этого, Левский хотел показать болгарским чорбаджиям пример, как другие народы поступают в случае организации вооруженного сопротивления против завоевателей и как с помощью больших личных пожертвований достигается избавление от чуждого ига. Левский, как теоретик, организатор и стратег болгарской национальной революции хотел показать какой смысл он вкладывает в само понятие «отечество». Понятие «отечество» означает вершину народного чувства и единство национального сознания как самая мощная сила народа, когда все его представители, богатые и бедные, старые и молодые готовы жертвовать не только имуществом, но и жизнью во имя изстраданной свободы и долгожданного избавления от ненавистного рабства. Я никак не мог найти перевод на болгарский язык стихотворения Михаила Лермонтова «Бородино». Оно посвящено решающей битве близ села Бородино между армиями Наполеона и Кутузова 26 августа(8 сентября)1812 г., на следующий день после которой Кутузов отдал приказ об отступлении и оставлении Москвы, которая была подожжена самими москвичами, которые независимо от состояния, звания, титулов, знатности рода и возраста записывались в народное Ополчение, чтобы сражаться вместе с простым людом против французов. И в конце концов русская армия завершила свой поход в Париже. Рассказ в стихотворении ведется от имени обыкновенного солдата, но даже он понимает, что Кутузов правильно сделал, что отступил, потому что у Наполеона еще были серьезные резервы для продолжения войны: «Скажи-ка дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?». Описывая саму битву, он отмечает, что каждый, от обыкновенного солдата и до генерала был готов умереть и сдержал клятву верности своему Отечеству. Только в такие периоды истории проявляются самые высокие качества патриотизма и храбрости. Даже после битвы, когда « смерклось Были все готовы , Заутра бой затеять новый И до конца стоять…». Этому нет названия. Может быть близко к объяснению слова «ярость благородная» из песни «Вставай, страна огромная!». Но в такие периоды и события проявляются и самые высокие моральные и человеческие качества. Сраженный в бою храбрый командир полковник был не только «хватом», но и «слуга царю, отец солдатам». К огромному сожалению, болгарская буржуазия в основной массе своей не осознала до конца характер национально-освободительного движения как буржуазной революции и свои интересы в будущем освобождении Болгарии. Но независимо от всего этого султанские власти принимают оборонительные меры, строя , особенно на границах, сильные крепости и сооружения, содержа в них многотысячные гарнизоны и турецкую администрацию. Вывод единственный: Турция была готова на какие угодно жестокости и жертвы лишь бы сохранить Болгарию в своих пределах. Это подтверждают тысячи документальных свидетельств о том, как решительно пресекалось какое бы то ни было сопротивлкние властям, о насильственной ассимиляции, о торговле рабами на невольничьих рынках Востока, отсутствие, а еще больше несоблюдение законов, хаос, анархия, беспорядки, пожары, резня и убийства, а также и соперничество местных мятежных сатрапов особенно в периоды, известные как кирджалийские времена. Но особенно кровавое подавление Апрельского(1876 г.) восстания в Болгарии, гнев всей европейской и мировой общественности против насилий и жестокости османских властей становится дополнительным доказательством того, что Турция готова всю мощь империи обрушить против болгарского народа, пойти на любые жестокости, жертвы и потери, но только оставить Болгарию в своих пределах. 2. Вопрос освобождения Болгарии нельзя рассматривать без учета его международного аспекта. До начала 17-го века самым большим врагом Османской империи была Австро-Венгрия. С начала 17-го века под натиском Австро-Венгрии, а позднее и из-за сопротивления подвластных Османской империи народов турки начинают отступать в свои азиатские пределы. С начала 17-го века Россия сменяет Австро-Венгрию и становится самым большим стратегическим противником Османской империи.Освобождение Болгарии было самым мучительным вопросом и в отношениях Османской империи с так называемыми великими силами, или великими державами. Великие силы категорически не воспринимали традиционные устремления России к Проливам, завоеванию Константинополя и укреплению ее влияния на подвластные Османской империи народы Балканского полуострова. Еще современники отмечали, что в случае создания независимого государства, или государств из окраинных народов Османской империи Греции, Сербии, Черногории или Румынии, то это означало бы для Турции потерю одного из ее органов, в то время как создание независимой Болгарии означало обезглавление Европейской Турции. Верность пресловутому status quo на сохранение целостности Османской империи относило великие силы к противникам освобождения Болгарии. В условиях обострения извечного Восточного вопроса в середине 70-х годов XIX века настроения, ноты, встречи, меморандумы, совещания и конференции выявили категорическое нежелание государств Запада считаться с интересами восставших против владычества Османской империи народов. И сегодня в торжественных речах и официальных юбилейных поздравлениях имя России не произносится и с гордостью произносится европейское гражданство болгар как великая значимость и земной рай. Допустим, примем это. Только тогда необходимо, чтобы кто-то ответил на два простых вопроса: а была ли сама война и кому благодарный болгарский народ воздвиг более 400 памятников признательности? Некоторые историки утверждают, что справедливая политика западных держав против России была продиктована страхом укрепления ее влияния на Балканах. Допустим, мы и это примем. Только, что же нам делать с тысячами документов, в том числе и из архивов стран Запада, которые однозначно подтверждают неизменную приверженность этих государств status quo, как гарантии целостности Османской империи. Других документов нет. Курс на традиционное сохранение status quo огласил посол Великобритании в Стамбуле сэр Генри Элиот в своей депеше в Лондон вскоре после героического Апрельского(1876 г.) восстания в Болгарии: «На обвинения в слепой приверженности туркам я отвечу, что мое поведение определялось всегда не сентиментальной склонностью к ним, а твердой решимостью в меру своих сил отстаивать интересы Великобритании. Я разделяю убеждение выдающихся государственных деятелей , определявших нашу политику, что эти интересы требуют предотвращение распада Турецкой империи…Мы можем и даже должны негодовать в связи с ненужной и чудовищной жестокостью, с которой было подавлено недавнее болгарское восстание; но для Англии существует настоятельная необходимость предупредить пагубные для нее события, независимо от того, десять или двадцать тысяч человек погибли во время его подавления». Только победа России в войне с Турцией давала шанс болгарскому народу на освобождение от враждебного ига и возрождение независимого государства в своих этнических границах. 3. Теперь об интересах России в Болгарии. Написано и доказано, что окружение русского императора активно противилось войне, высшие сановники понимали, что Россия не готова вести крупномасштабную войну , да и турецкая армия была по численности больше и вооружена лучше. Даже после подавления Апрельского(1876 г.) восстания в Болгарии Россия стремилась избежать войны. Никто и никогда не привел ни одного не то что доказательство, но хотя бы свидетельства о том, что Россия хотела войны и обязывалась освободить Болгарию. Наоборот, она прилагала огромные дипломатические усилия вместе с западными державами принудить Турцию провести реформы, облегчающие положение балканских народов. И только когда Османская империя отвергает все предложения великих сил, прерывает работу Константинопольской конференции, игнорирует Лондонский протокол, военный выбор становится для России единственным. Россия не хотела войны, но в то же самое время и не объявить против Турции войну также не могла. Необъявление Россией войны стоило бы ей престижа великой державы, она теряла союзников в лице балканских народов, теряла свое традиционное влияние на Балканах, получала полное разочарование и осуждение всего российского общества и национальный позор за нежелание избавиться от чрезмерно унизительного груза условий Парижского(1856 г.) договора после ее поражения в Крымской войне. И вопрос не только в ее традиционных интересах к Проливам и Константинополю и в сильно критикуемой в последнее время славянофильской идее. Напомним, что был и панбританик, и пангерманик, и известная французская колониальная идеология. А разве сегодня не существуют панамериканизм, пантюркизм и другие не столь гуманистические имперские идеологии. Что касается русских славянофилов и славянофильства как идеологии и общественного движения , то у них была и известность, и влияние на русское общество, они усилились в связи с подавлением Апрельского восстания в Болгарии, но не только они определяли общественные настроения в России. Практически все слои и сословия , от простого крестьянина до анархиста, практически тотально поддерживали курс на войну с Турцией. Это единство и всенародная поддержка военного вмешательства и объявления войны было вызвано огромными жертвами повстанцев в Болгарии, неописуемыми жестокостями султанских властей. Впервые события в Болгарии открылись всему миру. Именно сведения об этих жестокостях, насилиях и резни, целые реки человеческой крови пробудили общественное мнение и западных держав и особенно России поднять голоса против ужасов, которые творятся в Османской империи. Но западные державы со своей слепой приверженностью к пресловутому status quo максимум что могли сделать, по образному высказыванию академика Андрея Пантева, «сделать нам пышные похороны и больше ничего». Может и искренне сожалела прогрессивная европейская интеллигенция , что болгарский народ снова останется порабощенным, но она была бессильна переломить курс своих государств на сохранение целостности Османской империи. Жалость и высказывание возмущения вещи хорошие, но необходимо было, чтобы кто-то с оружием в руках мог прогнать турок из Болгарии. Какой бы ни была сильной Турция, мы вынуждены признать, что кроме России никто и никогда один на один не побеждал Османскую империю. И в этом отношении народы России считали победу в войне возможной, а саму войну справедливой, потому что она велась в защиту веры и близкого по языку и культуре народа, который заслуживает быть освобожденным даже ценой пролитой крови. Самые большие вымыслы распространяются о русских территориальных интересах и претензиях в Болгарии. Да, Россия скрыла тайные конвенции с Англией и Австро – Венгрией, которые оговаривали, что в случае ее победы в войне против Турции заключенный между Российской и Османской империями договор будет прелиминарным, т. е. предварительным. Только при этом условии Россия получала их согласие начать войну против Турции. И Россия прекрасно понимала, что каким бы ни был мир с Турцией, его условия будут пересмотрены после войны. И максимум, что она могла сделать для болгарского народа, она сделала. Русские дипломаты не были безумцами или авантюристами, чтобы оговаривать в предварительном договоре то, по которому отсутствует принципиальное мнение со стороны Вены и Лондона. И Россия включает в условия Сан-Стефанского договора основные предложения Константинопольской конференции и подписанного всеми европейскими державами и Россией Лондонский Протокол. Россия добилась, чтобы на карте Европы появилась не только территориальная единица в этнических границах болгарского народа, но и государственная единица с именем Болгария. Как бы не было прискорбно, но мы вынуждены признать, что независимо от сотен случаев восстаний и вооруженного сопротивления болгар против своих поработителей, в течение десятилетий и веков, независимо от героизма и самопожертвования, независимо от желания и готовности к борьбе за свержение невыносимого рабства, болгарское национально-освободительное и национально-революционное движение как главные и неразрывные процессы Болгарского Возрождения, к сожалению, не достигают самой главной цели и не выполняют свою основную задачу – возрождение болгарской государственности. Вековые надежды и мечты болгарского народа были исполнены в результате победы России против Турции. Независимо от героических подвигов болгарских ополченцев, командуемых русскими генералами, независимо от массового участия болгарского народа в помощи русским войскам, без решающих побед русской армии освобождение Болгарии и воссоздание третьей Болгарской державы не было возможным. О какой корысти России можно говорить, когда Россия все необходимое для своей армии платила сама, а кое-кто во время войны на этом сколотил немалые капиталы. Для сведения скажем, что Наполеон в конце 18-го , освободив Италию от австрийцев, все продовольствие для своей армии возложил на бремя местного населения. Какую корысть имела Россия , если после войны она вместе со своими войсками возвращается в свои пределы? Она даже не попыталась оставить свои базы, ввести капиталы, открыть свои банки, строить дороги, в том числе и железнодорожные и т.д. Россия освободила Болгарию не потому что была обязана это сделать, а потому что в победе один на один с Османской империей она хотела вернуть себе положение великой державы. На большее она и не рассчитывала, потому что чувствовала враждебное к себе отношение великих сил и ей повсюду мерещился кошмар и призрак позорного Парижского договора после Крымской катастрофы от ее поражения от коалиции западных держав в союзе с Турцией. Победа России была принципом возврата престижа как великой державы и отмены унизительных условий Парижского мира, в том числе и возврат Южной Бессарабии как вопрос ее чести. Война была желанной и самим болгарским народом, чувства которого передал великий Иван Вазов в написанном еще 28 ноября 1876 г. стихотворении «Россия».( Смотри на болгарском и в переводе на русском языке. http://www.stihi.ru/2012/10/10/27). Поэтому Сан-Стефано и стал совместным триумфом России и всего болгарского народа. Как бы не было обидно, что этот триумф по вине порожденного европейскими державами Берлинского конгресса завершился драмой для России и трагедией для Болгарии, становится ясно, что не условия Сан-Стефанского договора, даже не границы Болгарии пугали великие силы, а их открытое желание принизить авторитет, влияние и роль России как победительницы и освободительницы. Неспособность России защитить свой Сан-Стефанский проект лишала ее вековой, до романтизма наивной мечты об овладении Проливами, которые отныне России могли только сниться. Сегодня многие политики очень не хотят вспоминать условия Сан-Стефанского прелиминарного, т. е. предварительнлго договора между победительницей Россией и побежденной Османской империей. А мы возьмем и вспомним одну ну очень «неудобную» 19-ю статью, которая гласит:«Вознаграждение за войну, а равно убытки, причиненные России, которые е.в. император всероссийский требует и которые Блистательная Порта обязалась ему уплатить, заключается в: а) девятистах миллионах рублей военных издержек (содержание армии, возмещение припасов, военные заказы); б) четырехстах миллионах рублей убытков, причиненных южному побережью государства, отпускной торговле, промышленности и железным дорогам; в) ста миллионах рублей убытков, причиненных Кавказу вторжением; г) десяти миллионах рублей проторей и убытков русским подданным и учреждениям в Турции. Итого тысяча четыреста десять миллионов рублей. Принимая во внимание финансовые затруднения Турции и сообразуясь с желанием е.в. султана, император всероссийский соглашается заменить уплату большей части исчисленных в предыдущем параграфе сумм следующими территориальными уступками: a) Тульчинский санджак, то есть уезды (казы): Килии, Сулины, Махнекрофие, Исакчи, Тульчи, Мачина, Бабадага, Гирсова, Кюстендже и Меджидие, а равно острова Дельты и Змеиный остров. Не желая присоединять себе означенной территории и островов Дельты, Россия предоставляет себе променять их на отчужденную от нее трактатом 1856 года часть Бессарабии, граничащую с юга руслом Килийского рукава и устьем Старого-Стамбула. Вопрос о разделе вод и рыбных ловель имеет быть решен Русско-румынской комиссией в годовой срок со времени ратификации мирного трактата;» b) Перечисляются присоединенные к России территории в азиатской части Турции; c) Территории, означенные в параграфах a и b, уступаются России взамен суммы тысячи ста миллионов рублей. То есть Россия выкупила у Турции за огромные деньги территории, в том числе и Северную Добруджу, которые должны быть переданы Румынии за возвращенную России часть Южной Бессарабии. И теперь самое главное: эти условия один в один были подтверждены и статьями XLV и XLVI Берлинского трактата от 1/13 июля 1878 года. Это решение было встречено румынскими правителями и самим румынским народом крайне негативно. Сотни документов, вся румынская пресса того времени отказывалась от огромной территории, утверждая, что это болгарская земля. За Южную Бессарабию,включая Буджак, Румыния получила в дар от России выкупленную у Турции несоразмеримо большую по всем параметрам Северную Добруджу. Это к слову в ответ на сверхзавышенные взоры и не в меру разыгравшиеся аппетиты на Буджак, да и на всю Молдову некоторых современных политиков. А не то как напомним конец шутливой песни об Аляске в исполнении Александра Расторгуева и группы «Любэ» под названием «Не валяй дурака, Америка». Заметим, что решения Сан-Стефанского договора вновь всплывут при урегулировании вопроса болгарского долга Турции за признание независимости Болгарии в 1909 году. Не только боязнь опасности потери части своего влияния в Болгарии, но и принципиальность правительства Александра Малинова и убедительная позиция русской дипломатии убеждают правительство Петра А. Столыпина предложить следующую финансовую комбинацию: Россия упрощает оставшийся ей еще от войны 1877-1878 гг. долг Турции на сумму в 125 млн. золотых левов. Турция соглашается принять эту сумму в качестве компенсации за убытки от объявления болгарской независимости. За это Болгария обязуется выплатить России сумму в 82 млн. золотых левов. Но т.к. Болгария не располагала такими деньгами, Россия предложила ей выгодный кредит на продолжительное время и под низкий процент. 3 марта 1909 г.в Санкт-Петербурге министры иностранных дел России А.П.Извольский и Турции Рифаат паша подписали русско-турецкий протокол, как предварительное соглашение , которое определяло финансовую схему за признание Болгарской Независимости. 6 апреля 1909 г. в Константинополе Андрей Ляпчев и Рифаат паша в присутствии послов Англии, Франции и России подписали болгаро-турецкий протокол, в котором Турция признавала независимость Болгарии. В тот же день в Санкт-Петербурге была заключена болгаро-русская финансовая сделка. Россия предоставляла Болгарии заем, без гарантий и контроля, в размере 82 млн. левов на 75-летний срок под 4,75 % , начало выплаты 1 октября 1909 г. Но и эту сумму Болгария так и не выплатила России. Так получилось, что в самом начале 20-х годов правительство В.И.Ленина взяло и упростило Болгарии остаток этого долга. Кто знает, что двигало вождем мирового пролетариата, когда он принимал это решение? Может приятные воспоминания его эмиграции, когда у него был болгарский паспорт на имя доктора Иорданова, может в знак уважения к болгарским социалистам и дедушке Благоеву, может тем, что скорая победа мировой пролетарской революции вообще отменит все деньги и богатство, может еще по каким причинам, но именно на решении СНК во главе с В.И.Лениным заканчивается история с ценой Болгарской Независимости.(http://borm-md.org/node/1255). После Освобождения Болгарии Россия теряет свое самое большое преимущество перед другими европейскими государствами, самый верный и единственный аргумент в пользу ее права вмешиваться в события на Балканах – покровительница, защитница и спасительница страждущих под игом Османской империи единоверных православных балканских народов. Независимо от желания России, отсутствие мотивации для вмешательства в балканские дела доводят до исчезновения в ее политике балканского колорита, а ее слава Освободительницы постепенно гаснет. Имперские амбиции в политике России ставят ее в один ряд

Создан 02 мар 2014



.введите слово или текст и установите желаемый язык с какого на какой перевести.
с :
на:

RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

КЛИКНИ ПУСТОЕ ПОЛЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

**** СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ - Мы верим, что наше совместное желание и неравнодушие помогут восстановить «Свято-Троицкий» храм и звон его колоколов станет для всех потомков болгарских переселенцев в Таврии символом веры, надежды и любви. - Украина. Село Радоловка, Приморского района, Запорожской области. - Историческая справка. - ...«Свято – Троицка» церковь построена в 1907 году на средства основателей села — болгарских поселенцев, которые отказались принять ислам у турок в Болгарии, и остались верными православию. Строительство церкви продолжалось около пяти лет с использованием местных строительных материалов. Церковь являлась одним из самых красивых образцов церковного болгарского зодчества на территории болгарских колоний в Приазовье (Таврии). После октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны в 1929 году церковь была закрыта коммунистическими активистами села, медные колокола и крест с церкви были отправлены на переплавку, а в здании церкви был открыт народный театр. С помощью болгарских политэмигрантов в 1930 году церковь была электрифицирована и расписана сюжетами из коллективизации села, вследствие чего были уничтожены все внутренние росписи храма религиозного содержания. В здании храма параллельно с народным театром была открыта сельская библиотека. С 17 сентября 1943 года по март 1944 года в здании церкви находился военно-полевой госпиталь, осенью 1943 года здание церкви было подвергнуто фашистами бомбардировке, в результате разрушены были центральный купол и колокольня, погибла часть находившихся в ней в это время раненых бойцов РКК. С 1944 года по 2000 год здание церкви использовалось как зернохранилище, склад стройматериалов. В 1977 году, учитывая архитектурную ценность здания церкви, руководство Ленинградской мастерской по реставрации памятников архитектуры предложило местному колхозу освободить церковь от зерна для её реставрации, но это предложение было отклонено. В 1994 году в селе была образована община прихожан, которая провела несколько субботников по очистке здания церкви от мусора. С 2000 года церковь на балансе Гюновского сельского совета. В этом же году при поддержке отца Дмитрия из г. Приморска, церковь была обследована специалистами, которые составили проектно- сметную документацию по реставрации церкви. За все время существования «Свято-Троицкого» храма ему, как и его создателям и их потомкам пришлось многое пережить: величие и процветание болгарских колоний в Таврии, революционное забвение и огонь нетерпимости, смерть и разрушение войны, экономические трудности и нестабильность нашего времени. ****




RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.