''РАДОЛОВКА'' Украина Запорожской Приморского

БОЛГАРЫ

Болгары



БОЛГАРЫ

В первой половине I тыс. н.э. в Предкавказье жили тюркоя-
зычные2 племена болгар. Судьба болгар отлична от судьбы других
кочевников.

Гуннские, аварские и другие кочевые объединения несли смерть и разрушения всем народам, с которыми им приходилось сталки-ваться. «Поэтому и оставили они о себе только недобрую память,да некоторые упоминания в письменных источниках».Взаимоотношения болгар со своими соседями были совершенно инымСреди прочих отметим медальоны различных форм, в которые вкладывались амулеты. Железные орудия небольших размеров для изготовления деревянных
ложек и чашек и для выскабливания мездры со шкуры животного; поясные пряжки и бляшки; небольшие невысокие круглые плетеные корзины и некоторые формы сосудов и др. Железное орудие и медальон, сходные по форме с подобными же вещами, употреблявшимися в быту и у карачаевцев, найдены в могилах аланского времени (IX—X вв.) на Сентинской горе у аула Нижняя Теберда. См. мою книжку «О чем рассказывают археологические памятники Карачаево-Черкесии» В статье «Археология и происхождение карачаевцев и балкарцев» В.А.Кузнецов
пишет, что народ «тулас» или «таулас» образовался в результате смешения алан
и пришлых тюркоязычных болгар.О появлении болгар В.А.Кузнецов пишет: «По-видимому, это была перваясильная волна тюркской колонизации в предгорьях Центрального Кавказа»
На тюркских языках говорят народы, населяющие огромную территорию — от Восточной Европы и Кавказа до Сибири, Средней и Центральной Азии. Тюркские языки делятся на группы: 1. Булгарская группа — язык булгар (болгар), хазар и др., в настоящее время чувашей. 2. Кыпчакская группа — язык кыпчаков (кипчаков), в настоящее время — карачаевцев, балкарцев, кумыков. 3. Огузская группа — язык огузов и их потомков -— турок.
Огузы, или, как их называли русские летописи — торки, первоначально жили в Аральских степях у Сырдарьи. В конце IX в. они занимают Заволжье, в XI в. движутся на запад (так называемое движение сельджуков). Тогда же, в XI в., они проникают в Анатолию, дав начало современному турецкому народу. Как мы видим, исторические судьбы предков турецкого народа таковы, что ни о какой миграции (переселении) их из Турции на Кавказ говорить не приходится.
Сходство же современного турецкого языка с языком карачаевцев, балкарцев и кумыков объясняется общностью всех тюркских языков. Грамматический строй и словарный состав всех тюркских языков очень близки, поэтому все тюркоязычные народы понимают друг друга.Иного, мирного порядка. Это объяснялось тем, что болгары уже с первых веков н.э. стали переходить к оседлому, земледельческому образу жизни. Они приняли участие в формировании многих народов Восточной Европы и в создании раннефеодальных государств. Письменные источники знают болгар в Предкавказье уже с первых веков нашей эры. Так, в «Истории Армении» Моисея Хо- ренского (V в.) сохранились отрывки «Начальной истории Армении» сирийского автора Map Абаса Катины. Время жизни этого автора точно не установлено. Некоторые исследователи считают, что он жил во II в. н.э., другие — в IV в., большинство ученых в настоящее время называют Map Абаса автором III в. н.э. Map Абас Катина пишет, что отдельные группы болгар из Предкавказья переходили в Закавказье еще во II в. до н.э. «В дни его (армянского царя
Аршака — 131—118 гг. до н.э.) возникли большие смуты в цепи Кавказской горы в земле булгаров, из которых многие отделившись пришли в нашу землю (Армению) и на долгое время поселились на юге от Коха, в плодоносных и хлебородных местах». В другом месте Map Абас пишет, что болгары жили «на северной равнине у подошвы великой Кавказской горы, в долинах, в глубоких про- дольных ущельях, начинающихся с южной горы до устьев великой равнины», О болгарах, обитателях Северного Кавказа, пишет источник 354 г. (Греческий Хронограф).
Болгары остались в Предкавказье и после гуннского нашествия (в 70-х годах IV в. — см. выше).
Автор VI в. Иордан помещает болгар «над Понтом», то есть к северу от Черного моря.
Сирийский источник VI в. н.э. — так называемая Хроника Захария Митиленского — дает описание племен и народностей, обитавших к северу от Кавказа, в том числе и «бургар», то есть
болгар. По свидетельству этого источника, болгары жили в Пред- кавказье к западу от Каспийских Ворот (Дербендского прохода), имели свое особое имя, особый язык и определенную территорию, на которой у них были даже города. В середине VI в. болгары столкнулись с аварами. Авары — центральноазиатские кочевники. В момент появления их в Европе в их союз входили монгольские, финно-угорские и главным образом тюркские племена. Авары, как некогда и гунны частью истребили болгар, частью увлекли с собой на запад, частью оттеснили в горы Кавказа. Очевидно, уже тогда в середине VI в. после аварского нашествия какая-то часть болгар проникла из степей и предгорий Предкавказья в высокогорные районы. Но основная масса болгар после ухода авар осталась в Предкавказье. В 30—40-х годах VII в. предкавказские болгары под предво- дительством Кубрата достигли большого могущества. Под контролем
болгар находилась территория к востоку и к западу от Азовскогоморя. Сами же болгары, судя по сообщениям византийских авторовначала IX в. Феофана и Никифора, расселялись между Меотийским озером (Азовским морем) и рекой Куфис (Кубань).Еще более подробные сведения дает Армянская География VII в.Она размещает болгарские племена к северу от реки Валданис(Кубань), в Сарматии, у Гиппийских или Булгарских гор (Ергени,или Ставропольская возвышенность). Армянская География назы- вает четыре болгарских племени — Купи-Булгар, Дучи-Булкар,Огхондор-Блкар — пришельцы, Чдар-болкар.Купи-Булгар означает «кубанские болгары». Названия трех других племен генетически связаны с названием «балкарцы».Во времена правления Кубрата на территории, занятой болгарами, наблюдается оживление экономической жизни — земледелия, скотоводства, ремесла. Возрождается жизнь в древних городах Тамани. Столицей была Фанагория (ныне Сенная на Таманском полуострове). Там Кубрат и умер (в годы правления византийскогоимператора Костантина II — 641—668).Как сообщают византийские авторы начала IX века Феофан и Никифор, после смерти Кубрата «Великая Болгария» распалась. В третьей четверти VII в. один из сыновей Кубрата, Аспарух, вместе с подвластными ему болгарами ушел на Дунай, куда уже задолго до этого времени проникали отдельные болгарские племена. На Дунае болгары растворились в местном славянском населении.Так образовалась Дунайская Болгария.Другая часть болгар, во главе с сыном Кубрата, Кетрагом, ушла на средний Дон и оттуда — на Волгу, образовав ВолжскуюБолгарию (Булгарию).
Остальные болгары под предводительством третьего сына Кубрата — Ваяна — остались в Предкавказье и попали под властьхазар.Хазары — тюркоязычные кочевники Центральной и СреднейАзии. В VII в. Хазарский каганат выделился из Западно-Тюркского каганата1 и существовал до X в. на Нижней Волге, Дону и Пред-кавказье. Оставшихся после VII в. в Предкавказье приазовских болгар арабские и персидские источники именуют внутренними болгарами, а византийский автор X в. Константин Багрянородный и русскиелетописи — черными болгарами.
В конце VII в. часть приазовских болгар была оттеснена хазарами в горные районы Северного Каказа. Таким образом, судяпо письменным источникам, в массовом количестве на территории
Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии болгары могли появиться ще-то на рубеже VII—VIII вв. Отдельные группы болгар,Тюркский каганат в середине I тыс. н.э. объединил тюркские племена Алтаяи Семиречья. В 80-х годах VI в. из него выделился Западно-Тюркский каганат с
центром в Семиречье.Как мы уже говорили, проникали в горы уже с середины VI в.,
потесненные туда аварами.Итак, к VIII в. было четыре группы болгар: на Дунае, на
Волге, в Приазовско-Донском районе и на Северном Кавказе.В настоящее время во всех этих районах известны археологи-ческие памятники болгар — поселения и могильники.
В Дунайской Болгарии исследовалась древняя столица болгар —Абоба-Плиска. Здесь, так же как и на других болгарских поселениях,среди прочего материала найдены обломки глиняных котлов с внут-ренними ушками, характерными именно для болгар — об этихкотлах речь будет ниже. На могильнике у г. Новый Пазар, вблизибоба-Плиски, обнаружены погребения в узких прямоугольных
ямах. Костяки — вытянутые, на спине, головой на С. По формечерепа погребенные принадлежат к типу брахикранных (кругло-головых). Есть небольшая примесь монголоидности. Встречены кости коня. Инвентарь — VII—IX вв. Могильник, по определению бол-гарских археологов, принадлежит не местному славянскому насе-лению, атюркоязычнымболгарам.На Средней Волге, у селения Кайбелы, напротив Ульяновска,раскопаны погребения, по обряду и инвентарю совершенно подобные Ново-Пазарским. Рядом с могильником — остатки открытого по-селения со следами легкихюртообразных жилищ. Нет сомнения,что это памятники — болгарские.Огромное количество болгарских поселений и могильников из-вестно в Приазовско-Донском районе. Здесь в VIII—IX вв. суще-ствовала так называемая салтово-маяцкая культура. Памятники ее резко разделяются на два типа.К первой группе относятся городища с земляными и каменными
укреплениями, с прямоугольными постройками. Погребения в ка-такомбах. Черепа — долихокранные (длинноголовые). Эти памят-ники принадлежат аланам, которые жили в этотпериод не толькона Северном Кавказе, но и в степях Предкавказья, на Дону ина Украине.Вторая группа состоит из открытых селищ с остатками легкихкруглых юртообразных наземных домов с очагом в центре. Имелисьи открытые очаги. Верх постройки был, очевидно, конический.Такие жилища встречены, например, на правобережном Цимлян- ском городище. Впрочем, там же уже встечаются и постройки более монументальные — прямоугольные в плане, из камня. В глиняной обмазке от стен найдена мякина пшеницы и ячменя. Известны находки ручных жерновов и серпа. Много костей до- машних животных. Встречаются кости рыб.
Все особенности этих поседений говорят о том, что они при- надлежат населению, переходящему к оседлому образу жизни. Переход к оседлости заметен везде, где известны памятники болгар — на Украине и на Дону, в восточной части Крыма, на Тамани и
в Приазовье, на средней Волге и на Дунае.Среди прочей керамики в массовом количестве на этих посе-лениях встречены обломки котлов с внутренними ушками1. С поселениями этой группы связаны особого типа погребения. Здесь покойники хоронились не в катакомбах, как аланы, а в
узких прямоугольных ямах, иногда с деревянным перекрытием. Погребения одиночные, костяки — вытянуты, на спине; ориенти-ровка различная, но преобладает западная.Встречаются кости коня. Человеческие черепа относятся к типу круглоголовых, есть небольшая примесь монголоидности. Примером захоронений этого типа может служить Зливкинский могильникна Украине, на левом берегу Северного Донца.Как птгяяцринпт пяматникч гялтово-маяцкой культуры, болгары мирно сосуществовали с дданаии». Они даже хоронили своих по-
коййиков наодном кладбище (Салтовский могильник на Донце). нёкспюрме^лёменты своей материальной и ду-ховной культуры: некоторые формы керамики, обряд погребения в узких грунтовых ямах, свой язык, а также свой физический тип. Но в общем по своему социально-экономическому и культурному облику они мало чем отличались от своих соседей алан.Влияние алан, славян, южных соседей (Тамань) прослеживается в болгарской культуре очень отчетливо. Инвентарь в болгарскихпогребениях не отличается от аланского. Под влиянием славянпоявляются жилища полуземляночного типа — уже не с очагами,а с печами. В свою очередь славяне заимствовали от салтовцевнекоторые формы оружия (сабли) , стремена, технику изготовлениягончарной глиняной посуды салтовского типа, открытые очаги.
От южных соседей носители салтово-маяцкой культуры заим-ствовали разведение винограда.
Связи с оседлыми соседями, у которых уже развивалось фео-дальное общество, приводили к росту имущественной дифферен-циации у болгар, к возникновению бесправного, эксплуатируемогослоя населения (о чем говорят погребения без вещей — бедняков
или рабов), к появлению укрепленных городищ-замков, к феода-лизации салтово-маяцкого общества.Таковы были исторические судьбы болгарского населения Подонья и Приазовья от конца VII до начала X в. н.э.Обратимся теперь к тем болгарам, которые в конце VII в. под давлением хазар (а еще раньше, в VI в. теснимые аварами) переселились в горные районы Северного Кавказа.Болгары в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии Археологические исследования последних лет, проведенные вКарачаево-Черкесии и в смежных с ней районах Кисловодска, а также в Кабардино-Балкарии открыли ряд поселений и могильников,
которые мы с полной уверенностью можем сопоставлять с описанными выше памятниками Подонья-Приазовья, Средней Волгии Дуная и, следовательно, считать болгарскими.Наиболее ранним памятником, который мы склонны считатьболгарским, является нижнее поселение (селище) у аула Кызыл-Кала, исследованное экспедицией КЧНИИ в 1960 г. С восточной стороны скалы, на которой находится башняГошаях-Кала1, расположен вытянутый холм, в северной части которого имеется плоская площадка. При раскопках на этой площадке найдены кости домашних животных (барана, коровы, лошади),костяные пластинки с продольными вырезами от конских пут,каменные песты, бараньи альчики, уголь, куски обожженной глиняной обмазки от очага и масса обломков сосудов — кувшинови мисок, сделанных на гончарном круге, из серой, красной ижелтой глины. На одном из донышек клеймо — круги из выпуклых линий. Обломки крупного сероглиняного сосуда-водоноса, высотой0,70 м. Обломок привозной амфоры из серой глины с краснойлощеной поверхностью. Черепки от кувшинов с коническими сосцевидными шишечками на тулове (типа Кызыл-Кала,). Носик кувшина в виде трубочки, ручка сосуда в видесильно стилизованного (схематизированного) зверька Особый интерес представляет обломок бортика сероглиняногокотла с внутренним ушком . Выем междуотверстиями здесь большой — сверху ушко похоже на крендель или букву В. Таким образом, ушко относится к ранним типам(см. в приложении 3 описание саркельских сосудов подобного типа).По словам местных жителей, обломки котлов с внутренними ушкамив районе Кызыл-Кала обнаруживаются довольно часто.Следов искусственных оборонительных сооружений на этом холме мы не обнаружили. По-видимому, это было не городище, апоселение открытого типа — селище. Впрочем, в минуту опасностинаселение могло найти защиту на находящейся рядом скале, накоторой высится башня Гошаях-Кала.Отметим здесь также, что обломки котлов с внутренними ушкамив этом районе, а также в районе Кисловодска обычно находят нена городищах, имеющих искусственные оборонительные сооружения2, а на открытых селищах, причем эти селища часто распо-лагаются у подножия высокой скалы, где, очевидно, находиласьНа этом скалистом мысу, к югу от башни, обнаружено городище с поперечнымикаменными стенами, которые мы, в отличие от нижнего Кызыл-Калинского поселенияусловно называем «верхним». Материал — IX—XII вв. — более поздний, чем нанижнем поселении. Обломков котлов с внутренними ушками пока не найдено, тожет Оыть, это объясняется тем, что раскопки здесь были небольшие. На укрепленных городищах известны единичные находки обломков котлов Ушками — на городище Учкурка (Учкулька) — раскопки ; на городищах Адиюх и Гиляч — раскопки Т.М.Минаевой. цитадель поселения и где население скрывалось в случае нападенияврага. К какому же времени относится Кызыл-Калинское нижнее поселение? Обломки глиняных сосудов, найденных здесь, встречаютси в других памятниках Карачаево-Черкесии, например, Байтал-Чапканском и Гилячском могильниках. Но особенно близок керамический материал сосудам, найденным в Узун-Коллском
могильнике, в верховьях реки Уллу-Кам (раскопки Т.М.Минаевой). Так, сосуды с сосцеобразными выступами на тулове рис. 1, 2) найдены в Узун-Коллских могилах 7 и 10. Кружка с ручкой в виде сильно стилизованного зверька  обнаружена в могиле 8 Узун-Колла.Подобная керамика, как справедливо указывает Т.М.Минаева,появляется в V в. и доходит до VIII в. Так, кувшины с сосце-видными выступами на тулове найдены в склепе VII в. у аула Гижгид в Кабардино-Балкарии (раскопки И.А.Владимирова, 1897—1898 гг.).Материала более позднего, чем конец VII в. (может быть, рубеж VII—VIII вв.), на Кызыл-Калинском нижнем поселении нет. Таким образом, котлы с внутренними ушками появляются в Карачаево- Черкесии с конца VII, может быть — на рубеже VII-VIH веков н.э., причем — как правило — на открытых селищах. В этом же районе, на левом берегу р. Джеганаса, обнаружены остатки другого открытого селища, с материалом VII—IX вв. н.э. Здесь, среди прочей керамики, кружковцами Черкесского Дворца пионеров, найден обломок котла с внутренним ушком такого же типа, как Кызыл-Кал инский1.Возможно, что на территории нашей области одним из районов распространения котлов с внутренними ушками является район
Джегуты—Джеганаса и далее, правобережье Кубани до Карачаевска. Вторым очагом распространения и, надо думать, изготовления котлов с внутренними ушками являются Учкекен—Кисловодск и окружающая их территория.Кисловодские городища и поселения исследовались А.П.Руни- чем, Н.Н.Михайловым и В.А.Кузнецовым.Здесь интересно упомянуть городище Клин-Яр — на правомберегу р. Подкумка, в 2 км от станции Минутка. Поселение рас- положено на длинном узком скалистом плато (напоминающем свер- ху клин), с совершенно отвесными срезами. Высота плато от 4 до 10 м, длина — 360 м, ширина в западной части — 20 м, средней — 16 м, в восточной — сходит на нет.В последнее время школьниками открыты еще несколько пунктов, гдеобнаружены (пока единичные) обломки котлов с внутренними ушками. Так, одиниз этих пунктов находится на правом берегу Кубани, на горе у Карачаевска (кружок Черкесского Дворца пионеров, руководитель Р.Н.Шпилевой). Второй в районе Хумаринского городища (замок Тамары нашли ученики школы поселка «Шестая шахта», преподаватель С.Д.Мастепанов).Поселение господствовало над окружающей местностью и былоестественно укреплено. Здесь обнаружены остатки жилищ — об- ломки тесаного камня и куски обожженной турлучной обмазки,некоторые с отпечатками прутьев. Ямы для зерна и для воды —источников питьевой воды на плато нет. Оборонительных стен,окружавших поселение, не обнаружено. Но поперек плато пересечено разрушенной стеной из отесанных камней.Находки на поселении датируются VII—VIII вв. Среди прочейкерамики — венчик глиняного котла с внутренним ушком. Вокруг скалы Клин-Яр, у ее подножия — открытое средневековое селище, где также найдены обломки внутренних ушек. Городище у Отстойника — южнее Кисловодского озера, на плато с крутыми ска- листыми склонами, омываемыми рекой Аликоновкой, впадающей в Отстойник. Длина плато с С на Ю — около 150 м, ширина в средней части — 60—65 м, высота — 20 м. Южная возвышенностьплато отделена от остальной части разрушенной в настоящее времястеной высотой 3—3,5 м. Остатки прямоугольных построек. Уголь,кости животных, обломки камня и турлучной обмазки, фрагменты
сероглиняной керамики, среди них — обломок крупного глиняного котла с внутренним ушком.Поселение у мебельной фабрики № 1 (за ст. Минутка, на левом берегу Подкумка). Материал, найденный здесь, подобен обнаруженному на вышеописанных поселениях. Особо отметим то, что здесь найден красноглиняный сосуд с боковым сливом — такие сосуды не характерны ни для алан, ни для болгар — они свойственны адыгской средневековой керамике. Здесь же обнаружены катакомбы XI—XII вв. с деревянными гробами. Поселение у Кольцо-Горы. В 3 км западнее Кисловодска на левом берегу Подкумка. Остатки жилищ — обломки камня и турлучной обмазки, 2 очага, кости животных, мелкие украшения,стеклянные бусы, обломки средневековой керамики, в том числе —лепной глиняный котел с двумя внутренними ушками.Глина — коричневато-серого цвета. Здесь же — катакомбыXI—XII вв. Кроме этих поселений, обследованы еще городищеМалое Седло в 3 км юго-восточнее Кисловодска и Острый мыс —в 5 км северо-восточнее Кисловодска.Все обследованные поселения относятся к VIII—IX вв., за ис-ключением городища Клин-Яр, которое датируется более раннимвременем — VII—VIII вв.Обращает на себя внимание тот факт, что у подножия цитаделей,расположенных на высокой скале, иногда находилось обширное неукрепленное поселение с одновременным материалом, где средипрочей керамики находились и обломки котлов с внутреннимиушками, например, у подножия городища Клин-Яр.С таким явлением мы уже встречались (Кызыл-Кала) и встре-тимся при описании Рим-Горского городища, к которому мы ипереходим.Рим-Гора. В 17 км западнее Кисловодска у слияния рек Подкумок и Эшкакон (между Джагой и Учкекеном) находится горас плоской поверхностью — плато. В отвесных склонах горы (особенно — с южной и восточной стороны) видны сводчатые пещерыи гроты различной величины.Местное население называет эту гору «Рим-Горой». Названиеее, по-видимому, объясняется тем, что в раннем средневековье(очевидно, на рубеже VII—VIII вв.) здесь была византийская фактория (торговый пункт), а византийцев народы Северного Кавказаназывают «руми», «рим».На Рим-Горе побывали многие путешественники и исследова-тели: П.С.Паллас, Дюбуа де Монперэ, А.Фиркович, Д.Струков, Н.Е.Макаренко. В советское время здесь проводили исследования:В.Ф.Смолин, АЛ.Рунич, Н.Н.Михайлов, В.А.Кузнецов, III. Алексеева (экспедиция КЧНИИ 1961 г.).Исследователи обнаружили здесь более 100 катакомб, выдол-бленных в скале и в склонах горы (особенно с юга) и на плато.Катакомбы — обычного типа — овальные в плане со сводом ипрямоугольные в плане с двухскатным сводом.На стенке одной из катакомб высечено изображение креста.Обнаружен также каменный крест с греческой надписью VII—VIII вв. Костяки лежали вытянуто, головой преимущественно назапад, некоторые — в деревянных гробах.Материал — XI—XII вв. — сабли, стремена, складниамулеты,металлические детали украшений поясов и головных уборов, медныебубенчики, копоушки и ногтечистки, обрывки шерстяной материи.Бусы разнообразной формы из янтаря, сердолика, стекла. Глиняныйсосуд с кольцевидной ручкой, имеющей отросток. Обломки стеклянных кружек-бокалов.На плато находилось обширное поселение. Следов искусственныхоборонительных сооружений пока не обнаружено. Неудивительнобудет, если мы их совсем не найдем — городище достаточно хорошобыло защищено самой природой. Забраться на плато можно толькос двух искусственно сделанных подходов у юго-западного и севе-
ро-западного углов.В центре плато — остатки каких-то строений, от которых сохранились только разрушенные каменные фундаменты.Исследователи находили на плато кости домашних животных,уголь, обломки глиняных сосудов из красной и серой глины, атакже обломки глиняных котлов с внутренними ушками.У подножия Рим-Горы, с западной и северной ее стороны рас-полагалось открытое селище, где в настоящее время находятсяогороды. При распашке здесь обнаруживается масса обломков хо-рошо сделанной красной и серой керамики, часто с линейным иволнистым орнаментом, много ручек от амфор, а также обломкикотлов с внутренними ушками с линейным орнаментом. Керамикаотносится к IX—XII вв.В 1961 г. на Рим-Горе проводила работы экспедиция КЧНИИ.Было заложено два шурфа (раскопа) — один в 100 м к востокуот юго-западного угла плато, у обрыва; второй — в 94 м восточнеепервого, на юго-восточном углу плато, также у обрыва.Первый шурф — 4 х 4 м. Копали на глубину 1,10 м до ма-терика-скалы. В раскопе обнаружена зола, кости домашних жи-вотных — коровы, барана и др. всего более 336 костей.Керамика — в верхних слоях (до 0,5 м) — серая и красная,в нижних — только серая. Обломки горшков, кувшинов, амфор двуручных сосудов для перевозки и хранения вина и масла),пифосов (бочкообразных сосудов для хранения зерна). Орнамент —линейно-гребенчатый и рельефный — треугольные и овальные всечении валики. Изредка — волнистый орнамент. Более всего об-ломков горшочков с высоким яйцевидным туловом с кольцевойручкой, идущей от венчика к плечику. Тулово покрыто поперечнымибороздками. Встречены обломки глиняных котлов с внутреннимиушками. Из других находок следует упомянуть бараньи альчики,бронзовое шило и недоделанную вещь из оленьего рога.Через раскоп на глубине 0,85 м проходит фундамент клад-ки — от середины восточного борта раскопа к северо-западномууглу. Кладка из камней, обмазанных глиной, длина ее — 2,10 м,ширина 0,30—0,50 м, высота — 0,25 м. У середины западнойстены раскопа и у середины южной — овальные ямы, высеченныекаменной плитой. Ямы —хозяйственного назначения или для сбора дождевой воды; такиеже ямы имеются несколько южнее раскопа, у обрыва, на обна-женном скальном материке. В ямах был уголь, кости домашнихживотных, черепки. Размеры ям: яма у западной стены — длина1,05 м, ширина — 0,60 м, глубина, считая от скального мате-рика, — 0,5 м. Яма у южной стены — длина 0,95 м, ширина0,60 м, глубина 0,45 м.Второй раскоп 6 х 4 м, ориентирован с С на Ю. Глубина —0,50 м до материка скалы. Найдены — уголь, кости животных(значительно меньше, чем в первом раскопе), бараний альчик.Здесь найдено огромное количество черепков. В основном это керамика сероглиняная, хотя встречаются и черепки красных, розовыхи желтых сосудов. Стенки сосудов орнаментированы линейно-гре-бенчатым узором. Иногда пучки параллельных линий, перекре-щиваются, образуя шахматный узор. Орнамент из врезанных линий,образующих клетку. Поперечные и продольные валики, полукруглыев сечении. Волна, однорядная и многорядная, встречается часто,но реже, чем гребенчатый и линейный орнамент.Бортики сосудов — прямые и чуть отогнутые наружу и иногдана их верху — косые насечки или глубокие бороздки — в такомслучае орнамент ложновитой. Донышки плоские — на них клеймов виде концентрических окружностей или буквы М. Ручки — шюско-овальные в сечении, кольцевые от горшков и овальные в сечении  побольше — от кувшинов.На этом небольшом раскопе обнаружено более 30 обломковкотлов с внутренними ушками. Все они позднего типа, без выгибавнутрь — наоборот, край налепа или прямой  илиполукруглый . Ушек раннего типа в видебуквы В  на Рим-Горе не найдено. Вообщеони на поселениях Кисловодской группы встречаются редко.Кроме того, найден обломок стеклянного бокала, плоский круглый костяной амулет черного цвета с какими-то знаками, обломкидругих костяных изделий.В северной части раскопа, на глубине 0,30 м — кладка изплоских камней, ориентированная с Ю на С, длиной 2 м, высотой0,20 м, шириной 0,5 м. Очевидно, это остатки какой-то постройки.Когда весь раскоп был расчищен до скалы, то мы обнаружиливыдолбленные в скале могилы, стенки которых часто состояли изпоставленных на ребро каменных плиток. Плиток покровных идонных — не обнаружили. Ориентированы могилы Формамогил — почти прямоугольная, иногда с закругленными углами,к восточной части — суживается. Костяки лежали вытянуто, наспине, со скрещенными на груди руками, головой на запад. Вещей(не найдено — по христианскому обряду их класть не полагается.Всего раскрыто 5 могил. Кроме могил в раскопе найденыобломки человеческих костей, разбросанные в беспорядке, например,у восточной части раскопа, в северо-восточном углу раскопа, умогилы 2 и в других местах. По-видимому, это кости скелетов из потревоженных могил, находящихся где-то поблизости от нашего раскопа. Рядом с могилами — кости собаки и барана, иногда целые черепа. Интересен подъемный материал на плато Рим-Горского поселения — обломки византийских амфор — желтоглиняных, с глубоким частым рифлением, VII—VIII вв.; обломки красноглиняной посуды с желтой лощеной поверхностью, обломки железных предметов, кусочки шлака — медного и стеклянного.Нами осмотрены также цилиндрические цистерны для дождевой воды, выдолбленные в песчанике и прямоугольные в плане катакомбы (уже пустые) в юго-западной и северной части плато.Итак, перед нами большое поселение, которое, судя по материалу, существовало с VII по XII в. н.э. (наиболее ранниенаходки — обломки амфор, греческая надпись на каменном кресте — относятся к VII—IX вв. н.э., а наиболее поздние выкопанные и собранные нами образцы керамики датируютсяX—XII вв.). Внизу, у подножия Рим-Горы, было открытое селище, а наверху была цитадель.Население этого города занималось земледелием, о чем говорятостатки пифосов — сосудов для хранения зерна, скотоводством
(многочисленные остатки костей домашних животных); имел место обмен (находки византийских и, очевидно, таманских амфор, стек-лянных бокалов византийского происхождения). Ремесло — кера-мическое (клеймо гончарных мастерских на донышках сосудов), металлообрабатывающее (находки кусочков металлического шлака). Может быть, изготовлялись и стеклянные бусы (обнаружен стек-лянный шлак). Кто же населял Рим-Горское городище? Первоначально, действительно, здесь могли жить византийцы, о чем говорит название местности и находки явно привозных ви-зантийских вещей. Но потом в этом городе жили многочисленные представители
местного населения, причем, судя по характеру археологического материала, населения разноплеменного. Сам характер поселения (открытое селище внизу и цитадель наверху), а также массовые находки обломков глиняных котлов с внутренними ушками говорят о том, что население этого города было болгарское. Болгарам же могли принадлежать и могилы, рас-
копанные нами в юго-восточной части плато — вспомним, что болгары хоронили своих покойников в узких длинных ямах, вы- рытых в грунте. В данном случае грунтом являлась скала — скальный материк.Но на Рим-Горе открыли погребения и другого рода — ката-
комбы, которые никак не связываются с болгарами и являются характерной формой аланских захоронений. Такую же картину мы наблюдаем и на других городищах Кисловодской группы, которые связываются с болгарами, но в то же время на которых имеются катакомбные захоронения (городище Кольцо-Гора и у мебельной фабрики № 1). На городище у мебельной фабрики, кроме того, найден характернейший адыгский сосуд.О чем же говорит такое смешение культур? Ответ может бытьтолько один — на Рим-Горском городище, как и на других сред-
невековых городищах Северного Кавказа, Предкавказья, Подонья, Крыма — население было разноплеменным.Здесь жили болгары и аланы, возможно — адыги и предста-вители других народов. Ведь точно такая же картина была на левобережном Цимлянском городище, где встречены болгарские и аланские памятники (VIII—IX вв.). В Саркеле—Белой Веже в VIII—
IX вв. жили аланы, болгары, хазары; позднее — торки, печенеги, касеги (адыги), славяне и с XI в. — кипчаки.Если мы возьмем несколько более позднюю эпоху — XII—XV вв., то примеров такого сожительства в одном городе — ремесленников, купцов и прочих горожан из самых различных
народностей — мы найдем еще больше. Так, в Цитрахани (Астрахани) в XIV в. среди прочих народов жили черкесы и аланы. В городах Крыма (Кафа—Феодосия, Солдайя— Судак, Старый Крым и др.), Тамань (Тмутаракань— Матрика), Восточного Причерноморья (Мапа— Анапа), на Нижней Кубани (Копа— Славянская) с XII по XV в. совместно жили черкесы, аланы, византийцы, генуэзцы, славяне и др. Болгарские памятники (могильники) известны в настоящее вре-
мя на территории Кабардино-Балкарии. Погребения в узких грунтовых могилах в разное время исследовалось у сел: Зилги, на реке Кардан, у аула Кешенэ-Алы. Этот последний могильник рас-
крыт в 1947 г. Е.И.Крупновым. Е.И.Крупнов сопоставляет его со Зливкинским могильником на Украине.Эта группа могильников датируется VIII— IX вв. Как отмечаетВ.А.Кузнецов, могилы в виде узкой грунтовой ямы не характерны для местного населения Центрального Предкавказья. С болгарскими же погребениями Украины, Подонья, Приазовья, а также Дунайской Болгарии (могильник Новый Пазар) эти захоронения связаны не только одинаковым устройством могильных ям, но и положением костяков — вытянутых, на спине, головой преимущественно на запад. Инвентарь грунтовых могильников салтово-маяцкой куль- туры, Дунайской Болгарии и перечисленных захоронений Балкарии также однотипен и датируется одним и тем же периодом (конец VII— IX вв.).Таким образом, в конце VII в. болгары проникли в Карачае- во-Черкесию (Джегутинско-Джеганасский район и правобережье Кубани) и в Кисловодский район, а также на территорию "Балкарии. Болгарские археологические памятники этих районов относятся к
концу VII— XI вв. и показывают, что болгары жили здесь вместе с другими северо-кавказскими племенами.После XI в. болгары, очевидно, смешались с местным населениеми приняли участие в формировании карачаево-балкарской народ- ности. 0_юмд что такое предположение справедливо, говорят и данные языка1.Археологические исследования последних лет в Карачаево-Черкесии показывают, что здесь, в IX— X вв. кроме болгар жили и другие тюркоязычные племена, в частности печенеги.Родина печенегов — Средняя Азия, побережье Аральского моря, где они были известны китайским авторам под именем канглы-
кангюй. В VIII— IX вв. печенеги устремились из Азии в европейскиеОбразцы древнеболгарской письменности сохранились в надписях надгробий XI— XIII вв. Волго-Камья, в словаре тюркских наречий Махмуда Кашгарского (XI в.), в болгарско-славянском именнике, в котором перечисляются главным образом собственные имена, названия должностей и отдельные болгарские слова; болгарские слова в венгерских хрониках, в сочинениях отдельных писателей XIV — XVI вв.Сравнивая образцы языка современных карачаевцев и балкарцев с древнеболгарским языком, многие ученые-языковеды в настоящее время приходят к выводу, что это один и тот же язык. Основой карачаево-балкарского языка, который относится к тюркской языковой семье, был язык предкавказских болгар. * лрмц'*^т'Гярп;ому, нежели чувашский и^языки других тюркоязычных народов. Сстепи. В IX в. часть печенегов, находившихся в Заволжье, была покорена другими среднеазиатскими кочевниками — горками (огу- зами) , о которых шла речь выше. Но еще более значительная часть печенежских племен ушла на запад, в донецко-донские степи и дальше, вплоть до р. Прут.В X веке, согласно Константину Багрянородному, печенеги де- лились на две ветви. Тюркские печенеги (названные так от того,
что их соседями были тюрки, то есть торки-гузы) жили в Донец- ко- Донском междуречье. Хазарские печенеги (имевшие соседями хазар) рассеялись между устьями Дона и Кубани. Как отмечает персидский источник X в. «Книга Границ Мира», печенеги проникали и на Кавказ, к северным границам Грузии.В настоящее время выделены печенежские погребения. Печенегихоронили своих покойников под небольшой курганной насыпью (часто йод курганами^ ^ле^драанегр времени), в грунтовой яме, головой на запад, иногда с костями коня (частью конского костяка). Черепа погт^ебштгу — европеоидные брахикранные (круглоголовые), с некото^^^пр!ямесью монголошшости. Инвентарь незначи- тельнШГЗ^ёак^рйы железные удила без перегиба, костяные накладки на лук, "своеобразные глиняные сосуды — лепные, украшенные ^оригинальным орнаментом — гирляндами, бараньими рогами и тюркскими тамгами, нанесенными по сырому тесту. Печенежские погребения известны от Волги до Молдавии, но более всего их в Поросье (Киевская область), на Северном Донце (Харьковская область) и на Дону. Печенеги постепенно переходили на оседлость. Известны города-зимовники, принадлежащие печенегам. Они жили также в городах салтово-маяцкой культуры, в частности в Саркеле-Белой Веже, в донецких городах, в некоторых городах Крыма и Тамани. Печенежская керамика найдена на Нижней Волге и на Нижнем Дону (например, в Саркеле), в калмыцких степях, на Тамани (в том числе и в Тмутаракани) и на Кубани. По данным письменных источников, печенеги сеяли просо и пшеницу. Печенежское общество было полупатриархальным, по-
луфеодальным. Самое интересное для нас то, что печенеги имели письменность.
Знаки печенежского письма — руны — имеют вид палочек, лесенок, ромбов, буквы X, елдчек, трехзубцев, буквы В и др. Тюркское руническое письмо возникло в VIII в. н.э. Знаки
письменности — руны обнаружены на Енисее, Орхоне, в Туве, в Средней Азии (Семиречье и Талас в Киргизии) и в других местах. Они высекались на каменных надгробьях, на дереве (в частности, на палочках), на глиняных сосудах и кирпичах, на серебряных сосудах и поясных бляшках, на коже. Много рунических знаков на кирпичах и обломках глиняных сосудов встречено в Саркеле— Белой Веже. Впервые на Северном Кавказе рунические надписи найденына Хумаринском городище (экспедиция Ин-та археологии, В.А.Кузнецов. Плиты показаны учителем Бесленеевым).Хумаринское городище находится в 40 км южнее г. Черкесска,на правом берегу Кубани, на горе. Оно опоясано стеной из хорошо отесанных каменных блоков. Протяженность стены около 2 км, толщина от 3 до 6 м. Единственный подступ к городищу с севера защищает круглая башня — цитадель. Площадь городища около 5 га. На городище найдены черепки красной и серой посуды X—XII вв.Среди камней, составляющих стену, обнаружены  есчанниковые плиты (свыше десяти), на которых высечены рунические надписи. По определению А.М.Щербака, эти надписи являются печенежскими и датируются IX—X вв. Одна из этих надписей им прочтена — «Межу (то есть границу) провел по реке...». Надо думать, речь
идет о реке Кубани. Но что была за граница и какие народности она друг от друга отделяла — покажут дальнейшие исследования.Очевидно, печенеги жили на Хумаринском городище вместе саланами и другими местными народностями — так же как они жили в многоплеменном Саркеле. Какова их роль в образовании местных народов, в частности карачаевского, пока, за неимением
более определенных исторических и археологических данных, сказать трудно.Еще более вероятными тюркоязычными создателями хумаринской письменности, могли бы быть, как указывает В.А.Кузнецов, древние болгары, прочно засвидетельствованные историческими ис-
точниками на территории Прикубанья вплоть до X века (В.А.Кузнецов. Надписи Хумаринского городища.Предстоящие раскопки на Хумаринском городище покажут, на-сколько справедлива точка зрения о болгарской принадлежности хумаринских надписей.



Обновлен 17 апр 2016. Создан 26 авг 2013



.введите слово или текст и установите желаемый язык с какого на какой перевести.
с :
на:

RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

КЛИКНИ ПУСТОЕ ПОЛЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

**** СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ - Мы верим, что наше совместное желание и неравнодушие помогут восстановить «Свято-Троицкий» храм и звон его колоколов станет для всех потомков болгарских переселенцев в Таврии символом веры, надежды и любви. - Украина. Село Радоловка, Приморского района, Запорожской области. - Историческая справка. - ...«Свято – Троицка» церковь построена в 1907 году на средства основателей села — болгарских поселенцев, которые отказались принять ислам у турок в Болгарии, и остались верными православию. Строительство церкви продолжалось около пяти лет с использованием местных строительных материалов. Церковь являлась одним из самых красивых образцов церковного болгарского зодчества на территории болгарских колоний в Приазовье (Таврии). После октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны в 1929 году церковь была закрыта коммунистическими активистами села, медные колокола и крест с церкви были отправлены на переплавку, а в здании церкви был открыт народный театр. С помощью болгарских политэмигрантов в 1930 году церковь была электрифицирована и расписана сюжетами из коллективизации села, вследствие чего были уничтожены все внутренние росписи храма религиозного содержания. В здании храма параллельно с народным театром была открыта сельская библиотека. С 17 сентября 1943 года по март 1944 года в здании церкви находился военно-полевой госпиталь, осенью 1943 года здание церкви было подвергнуто фашистами бомбардировке, в результате разрушены были центральный купол и колокольня, погибла часть находившихся в ней в это время раненых бойцов РКК. С 1944 года по 2000 год здание церкви использовалось как зернохранилище, склад стройматериалов. В 1977 году, учитывая архитектурную ценность здания церкви, руководство Ленинградской мастерской по реставрации памятников архитектуры предложило местному колхозу освободить церковь от зерна для её реставрации, но это предложение было отклонено. В 1994 году в селе была образована община прихожан, которая провела несколько субботников по очистке здания церкви от мусора. С 2000 года церковь на балансе Гюновского сельского совета. В этом же году при поддержке отца Дмитрия из г. Приморска, церковь была обследована специалистами, которые составили проектно- сметную документацию по реставрации церкви. За все время существования «Свято-Троицкого» храма ему, как и его создателям и их потомкам пришлось многое пережить: величие и процветание болгарских колоний в Таврии, революционное забвение и огонь нетерпимости, смерть и разрушение войны, экономические трудности и нестабильность нашего времени. ****




RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.