''РАДОЛОВКА'' Украина Запорожской Приморского

ИСТОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ




Оставшиеся в пределах Молдавского княжества болгарские колонии поставили перед молдавским правительством, Петербургом и Европейской комиссией вопрос о сохранении им их прежних привилегий. Эти привилегии были им официально подтверждены. Было также сохранено их особое административное устройство – колонии задунайских переселенцев были включены в Болградский округ, который в свою очередь делился на 2 околии – Измаильскую и Кагуло-Прутскую с центрами в Болграде и Хаджи-Абдуле соответственно. Это положение сохранялось до марта 1860г, когда истекал срок добровольного переселения, установленный для желающих переселиться в Россию. После этого молдавское правительство стало лишать колонистов их привилегий. На них, в частности, была распространена рекрутская повинность, были увеличены налоги, в конце 1860г было ликвидировано их особое административное устройство. Эти действия властей вызвали возмущение и недовольство среди болгарского населения, которое выразилось в проведении манифестаций в Рени и Болграде 4-10 ноября 1860 гг. Для усмирения демонстрантов властями были привлечены войска, в результате чего погибли не менее 10 и были ранены более 100 чел. Такой поворот событий, а также активизировавшаяся агитация со стороны России о переселении на ее территорию болгар, привели к новому массовому переселению болгар, гагаузов, русских, украинцев сперва в русскую часть Бессарабии, а с весны 1861 г. - в Приазовье. Для болгарских переселенцев в Приазовье российское правительство выделило 214 тыс. десятин земли, определенную финансовую помощь, освободила их на несколько лет от уплаты налогов. Каждой семье на новом месте выделялось по 50-60 десятин земли. Одновременно с переселением из Молдавского княжества состоялась последняя массовая эмиграция из Болгарии в Россию. Охватила она в основном население Северо-Западных районов Болгарии, а также Адрианопольского вилайета. Русские власти также направили переселенцев в Приазовье и Крым. По данным Е.Хаджиниколовой, в ходе этого переселения в Россию эмигрировало 16-17 тыс. человек. Это переселение вызвало неоднозначную реакцию в болгарском обществе, в частности против него выступил лидер болгарского национально-освободительного движения Г. С. Раковский. Он развернул в печати широкую кампанию против переселения болгар в Россию, издал брошюру «Переселение болгар в Россию или Русская убийственная политика для болгар», подключил к кампании многих видных деятелей болгарского общества. Несмотря на стремление заселить пустующие Приазовские степи, российское правительство в конечном счете оказалось неготовым разместить всех переселенцев. Неурожаи, а также непривычные условия Приазовья и Крыма значительно усложнили положение переселенцев и обусловили их возвращение на родину. Так, к 1 ноября в Таврической губернии осталась лишь 201 семья. Это переселение оказалось самым противоречивым и трагическим – по дороге в Приазовье и обратно от голода и болезней погибли тысячи болгар. Сложно происходило обустройство на новых землях и бессарабских болгар. Тяжело были пережиты неурожайные 1862-1865 гг. В 1866 г. переселенцы даже предприняли попытку переселиться на Кубань, отказавшись даже сеять свои поля.. Правительство решительно отказывает им в разрешении переселиться на Кубань и, чтобы удержать болгарское население, выделяет 51 тыс. рубей на строительство церквей в болгарских селах Приазовья, а также открытия специального училища в Преславе. И решает оставить колонистам в течение 5 лет (1866-1870) все доходы от резервных и излишних земель в болгарских колониях. Эти меры в конечном итоге принесли необходимый результат. Образование новых колоний потребовало создания органов управления ими. Большинство колоний вошли в состав трех болгарских округов Мелитопольского, Молочанского и Бердянского, которые возглавлялись окружными старостами. Отдельный административный орган для управления колониями в Приазовье, подобный колониям задунайских переселенцев, здесь создан не был. Таким образом, после всех переселений в середине 60-х гг. XIX века сформировались три района компактного заселения болгар – Бессарабия, Приазовье и Крым, а так же ряд дисперсно разбросанных колоний в Херсонской губернии: под Одессой, Николаевом, Тирасполем. Юридическое и административное устройство задунайских колонистов в России сохранялось до реформ 1871 г, а в Румынии - до 1874 г. 4 июня 1871 г. в России были введены Правила общественного и поземельного устройства и управления поселенцев. Они ликвидировали особое колонистское управление и изменили социальное положение болгарского населения юга Российской империи. Теперь оно подчинялось местным органам власти - губернским, уездным, волостным, общинным. Однако по правилам предвиделась возможность образования общин на базе существовавших колонистских округов. В юридическом отношении теперь болгары приравнивались к остальному сельскому населению в Российской империи. За сельскими общинами сохранялись все предоставленные им участки и находящиеся в их постоянном владении имущество и земля. Правила так же предусматривали общинное, а не индивидуальное землевладение. После реорганизации болгарские села в русской части Бессарабии стали подчиняться Аккерманскому и Бендерскому уездным органам. Из прежних болгарских округов были образованы три волости – Ивановская, Чадыр-Лунгская и Комратская. В Приазовье болгарские села вошли в состав четырех общин : Цареводарской, Преславской, Романовской Бердянского уезда и Волканештской в Мелитопольском уезде. В румынской части Бессарабии реформа была проведена в 1874г. Она предусматривала, что колонисты остаются полными собственниками земельного надела в 50 десятин. Но в течении 15 лет устанавливалось не индивидуальное, а общинное землевладение, в течении которого колонисты не имели права купли - продажи земли. Закон также предусматривал выкуп поземельных участков в течении 15 лет. В отличие от реформы в России, реформа в Румынии не предусматривала изменения социально-правового и административного управления колониями, освобождая их также от рекрутских наборов еще на 10 лет. После 1878 г., когда румынская часть Бессарабии снова вошла в состав России, болгарское население области входило в состав 3 уездов – Аккерманского, Бендерского и Измаильского. Реформы 1870-х гг 19 в, несмотря на половинчатость, имели такой важный момент, как получение крестьянами возможности приобретать земли за пределами своих сел, что позволяло хоть как-то разрешить проблему нехватки земельных наделов в густонаселенных селах. К концу 19 численность населения в болгарских селах значительно возросла. В 1897 г. по данным Первой Всероссийской переписи численность населения составляла в Бессарабской, Херсонской и Таврической губерниях 170 тыс. человек, в т.ч. в Бессарабии – 103 тыс., в Крыму – 5840. С увеличением численности населения в болгарских колониях связано усиление миграционных процессовпоследней трети XIX в. До 1881 г. в Крыму было основано еще несколько болгарских сел. В конце XIX - нач. XX в переселенцы из старых болгарских сел в Бессарабии основывают ряд новых сел. Группы болгар поселяются в уже существующие молдавские села. В это же время отдельные семьи предпринимают первые попытки эмигрировать в Латинскую Америку. Процессу внутренних миграций в начале XX в способствовала столыпинская аграрная реформа 1906-1910 гг., которая позволяла крестьянам покинуть общину, поселяться на хуторах, переходить на свободные земли. Реформа окончательно ликвидировала общинную форму землепользования, создав условия для дальнейшего расселения болгар.

Создан 04 авг 2013



.введите слово или текст и установите желаемый язык с какого на какой перевести.
с :
на:

RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

КЛИКНИ ПУСТОЕ ПОЛЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

**** СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ - Мы верим, что наше совместное желание и неравнодушие помогут восстановить «Свято-Троицкий» храм и звон его колоколов станет для всех потомков болгарских переселенцев в Таврии символом веры, надежды и любви. - Украина. Село Радоловка, Приморского района, Запорожской области. - Историческая справка. - ...«Свято – Троицка» церковь построена в 1907 году на средства основателей села — болгарских поселенцев, которые отказались принять ислам у турок в Болгарии, и остались верными православию. Строительство церкви продолжалось около пяти лет с использованием местных строительных материалов. Церковь являлась одним из самых красивых образцов церковного болгарского зодчества на территории болгарских колоний в Приазовье (Таврии). После октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны в 1929 году церковь была закрыта коммунистическими активистами села, медные колокола и крест с церкви были отправлены на переплавку, а в здании церкви был открыт народный театр. С помощью болгарских политэмигрантов в 1930 году церковь была электрифицирована и расписана сюжетами из коллективизации села, вследствие чего были уничтожены все внутренние росписи храма религиозного содержания. В здании храма параллельно с народным театром была открыта сельская библиотека. С 17 сентября 1943 года по март 1944 года в здании церкви находился военно-полевой госпиталь, осенью 1943 года здание церкви было подвергнуто фашистами бомбардировке, в результате разрушены были центральный купол и колокольня, погибла часть находившихся в ней в это время раненых бойцов РКК. С 1944 года по 2000 год здание церкви использовалось как зернохранилище, склад стройматериалов. В 1977 году, учитывая архитектурную ценность здания церкви, руководство Ленинградской мастерской по реставрации памятников архитектуры предложило местному колхозу освободить церковь от зерна для её реставрации, но это предложение было отклонено. В 1994 году в селе была образована община прихожан, которая провела несколько субботников по очистке здания церкви от мусора. С 2000 года церковь на балансе Гюновского сельского совета. В этом же году при поддержке отца Дмитрия из г. Приморска, церковь была обследована специалистами, которые составили проектно- сметную документацию по реставрации церкви. За все время существования «Свято-Троицкого» храма ему, как и его создателям и их потомкам пришлось многое пережить: величие и процветание болгарских колоний в Таврии, революционное забвение и огонь нетерпимости, смерть и разрушение войны, экономические трудности и нестабильность нашего времени. ****




RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.