''РАДОЛОВКА'' Украина Запорожской Приморского

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ БОЛГАРСКОГО ХАРАКТЕРА.




Некоторые черты Болгарского характера


  1.    

     
  2. Это не риторический вопрос. Даже если вы приезжаете в Болгарию на непродолжительный отдых, то Вам все равно лучше знать, как общаться с жителями страны. Несмотря на то, что одеваются болгары и болгарки не интересно, народ культурный и цивилизованный. Может быть Болгария и не совсем Европа, но бытовой менталитет населения европейский. Отличительной чертой болгарина является раскованность, но не нахальство, спокойствие и доброжелательность. Агрессивность совершенно не видна и не чувствуется. С точки зрения приезжего, может показаться, что это проявление лени и безразличия. Но это не так. Просто внутренний мир жителя страны действительно более спокойный и уравновешенный. Человек работает круглый год, что бы на месяц выехать в отпуск отдохнуть, а болгары здесь живут.
    Вежливость и предупредительность –естественны для болгарина. Никто не будет Вас толкать, чтобы пройти без очереди или наседать сзади на вашу машину и отчаянно сигналить, если Вы едите недостаточно быстро. Правда своему соседу болгарин выскажет парочку насмешливых слов, но Вы то ничего не услышите. Если Вам потребуется небольшая помощь, например, найти точный адрес, смело обращайтесь к первому встречному болгарину, видя, что у Вас проблемы с языком, Вас скорее всего проводят до места. Если Ваша просьба будет затратной или на расстоянии более чем вытянутой руки, то Ваша просьба превращается из разряда безвозмездной помощи в услугу и будьте готовы за неё заплатить.
    Вопреки общепринятому мнению болгары много и интенсивно работают. Они бояться потерять работу, так как безработица даже в предкризисные годы превышала 10%, хотя заработная плата в стране одна из самых низких в Объединенной Европе. В городах Вы без труда найдете квалифицированных специалистов во всех сферах жизни, и если покажете, что намерены сами контролировать качество работы, то все Вам сделают на европейском уровне. Правда, внутреннего подобострастия Вы не получите. Здесь сказываются «годы социализма» и «горячих 90-х», когда у болгар было полностью было утрачено чувство благодарности за предоставленную возможность заработать деньги. Ожидайте, что о всех Ваших действиях и бездействиях станет известно окружающим, причем с поразительной скоростью. Это не означает, конечно, что Вам будет сделана какая-либо подлость, просто болгары ощущают свою общность значительно сильнее, чем другие.
    Определенная сложность заключается в наличии большого количества негласных правил и норм поведения, о которых нигде не пишется и не говорится. Если Вы их нарушите, в принципе ничего страшного не произойдет, возможно, кто-то Вам скажет что-нибудь через чур эмоционально, но все равно Вы скорее всего ничего не поймете.
    Много говорят о жадности и зависти болгар. Болгары ведут себя даже более приветливо, чем французы и немцы. И скорее от них Вы дождетесь угощения чашкой кофе, чем от испанцев и англичан. Если Вас это занимает, Вы можете торговаться и реально получать скидки буквально везде, даже в такси, хотя не уверен, что имеет смысл дополнительно сэкономить несколько статинок. Торговаться можно даже в крупных супермаркетах, правда, не во всех. В плане получения скидок. можете попробовать, но если Вы с самого начала наткнулись на кивок головой со звуками "НЕ", то прекращайте торговаться, иначе Вам вообще ничего не продадут, даже если Вы будете готовы заплатить дороже.
    Болгары завидуют своему ближнему: соседу, сотруднику на работе, родственнику. А так как Вы иностранец, вроде «не от мира сего», то и смысла завидовать Вам вроде бы и нет. Хотя всякое бывает.
    На что нужно обратить внимание. При всей своей доброжелательности болгары обидчивы и злопамятны. Но Вы можете избежать попадания под этот негатив, если будете вести себя в рамках простой вежливости. Достаточно искренне поблагодарить болгарина (совсем хорошо, если Вы сделаете это на болгарском языке), чтобы Вам простили выторгованные проценты.
    Отношения с противоположным полом также строятся свободно. С Вами легко будут входить в контакт и поддерживать дружеские отношения. Развитие их также не представляет какой-либо сложности, хотя, конечно, держаться нужно в рамках приличия. Если Вы переступите эту грань, контакта не получится и может быть даже никогда. А вообще возьмите себе за правило больше улыбаться. От улыбки станет всем светлей.....
  3.      Болгары - большие патриоты своей страны, гордятся городом, поселком или деревней, в которой родились, и при первой же возможности с удовольствием расскажут гостям о тех или иных достопримечательностях. В болгарском народе хорошо развито чувство прекрасного, что подтверждают богатые фольклорные традиции - в каждом регионе свои. Даже в самых маленьких городах гости обязательно увидят скульптурные композиции, установленные в честь местных событий. Болгары любят юмор и остроумные шутки и ценят смекалку, особенно этим славятся жители Габрова. Пунктуальность не относится к характерным чертам болгар - автобусы и поезда нередко запаздывают. Болгарские мужчины считаются весьма темпераментными и ставят себя в один ряд с испанскими, итальянскими и латиноамериканскими мачо. Они всегда готовы выразить благорасположение к красивой девушке, но сделают это тактично и ненавязчиво.
    О болгарской архитектуре. В течение многих веков языческие культовые здания превращали в христианские церкви, потом церкви в мечети, затем мечети снова в церкви. Поэтому некоторые святые места почитают как христиане, так и мусульмане, причем приверженцы каждой конфессии посещают их строго по своим религиозным праздникам.
    Одна из первых особенностей болгарской архитектуры, которая бросается в глаза, это старинные церкви без куполов. Понять, что это церковь, порой можно лишь по небольшому кресту, венчающему конек крыши. Некоторые храмы вообще «вросли в землю». Такая манера строительства обусловлена долгим периодом турецкого владычества. В Османской империи существовал закон, согласно которому немусульманские культовые сооружения (и христианские храмы, и синагоги) не должны были быть выше всадника на коне. Поэтому строителям приходилось в буквальном смысле вкапывать церкви в землю.
    Для старых болгарских домов характерно выражение «мой дом - моя крепость». За глухими неприветливыми стенами скрываются уютные зеленые домики. Застройка в старых городах и исторических центрах несколько хаотична, и можно было бы легко заблудиться, если бы эти городки не были столь малы. В Несебре, например, улочки настолько узки, что на них не разминутся два всадника. Дома двух- или трехэтажные, причем каждый следующий этаж нависает над предыдущим. Высокий каменный цокольный этаж служит опорой сильно выступающему вперед фасаду, который в некоторых местах обшивается деревом. Крыши покрыты черепицей, а кое-где еще можно увидеть покрытие из тяжелых каменных плит.
    В небольших болгарских городках нет регулярной планировки. Это объясняется и особенностью рельефа, и тем, что старинные города застраивались без четкого градостроительного плана. Ориентироваться в историческом центре, руководствуясь точным адресом, достаточно сложно, поскольку на протяжении всей улицы может попасться только один указатель с ее названием и два-три номера домов. Не всегда точный адрес могут подсказать и местные жители. Лучше сразу сказать, что вы хотите найти. В ответ нередко можно услышать: «А-а-а, знаю, это рядом с домом ..........» (знакомого собеседника). И объяснят, как найти искомое. К счастью, болгарские города в основном небольшие, и рано или поздно вы найдете нужный объект.
  4. Социологическое исследование среди 27 стран ЕС показывает, что болгары продолжают чувствовать себя самыми несчастными, и недовольны своей жизнью.

    Так по 10 бальной шкале болгары оценили свою удовлетворенность в 5.5 баллов, а счастье в 6.3. Для сравнения средний показатель в ЕС, соответственно 7.1 и 7.6, и даже греки, о которых западные СМИ непрерывно пишут на сколько они отчаялись от положения в стране, дали оценки выше, чем население Болгарии - 6.2 и 6.5.
    Европейское исследование качества жизни (EQLS) рассматривает вопросы занятости, дохода, образования, жилья, семьи, здоровья, баланса между профессиональной и личной жизнью, удовлетворение от жизни и субъективные оценки качества общества, и проводится каждые 4 года.
    Исследование основывается на базе 38-минутного опроса населения, в Болгарии было опрошено 1 000 человек, а данные обработаны Европейским фондом по улучшению жизни и условий работы (Eurofound), который входит в структуру Европейского союза.
    Результаты удовлетворенности жизнью повторяют предыдущее исследование 2007 года. Единственным отличием, по мнению авторов, стало резкое уменьшение оптимизма в отношении будущего и доверие к институциям, особенно в странах, всех больше пострадавших от кризиса.
    Не стало неожиданностью и то, что самые довольные европейцы живут в Дании, Швеции и Финляндии. Однако любопытно, что болгары и венгры считают себя не только самыми несчастными в ЕС, но и показывают самую большую разницу между оценками удовлетворенности жизнью и счастьем.
    Авторы отмечают, что при опросе не заметили прямой связи между доходами и удовлетворенностью жизнью населения ЕС, например румыны и итальянцы одинаково довольны своей жизнью, хотя и румынский стандарт жизни в разы ниже итальянского. В данном отношении болгары оценивают себя одновременно как самыми бедными, так и самыми неудовлетворенными.
    Демографический профиль удовлетворенности показывает, что она начинает уменьшаться с 25-летнего возраста, и после этого замедляется в зоне 45-60 лет, и потом плавно поднимается до второго своего пика с 70 годам. Единственные Болгария, Португалия и Словакия стали исключением этого правила.
    Кривая счастья немного отличается и две пересекаются где-то в 60 лет, после чего счастье не увеличивается и остается на уровне того времени, когда человеку исполнилось 50 лет. Люди семейные и особенно с детьми, а также и более образованные, как правило, показывают более высокие результаты счастья и удовлетворения жизнью.
    Приложенная методика измеряет в конкретных единицах эффекта счастья или удовлетворенности от того могут ли люди „свести концы с концами”. Авторы даже объясняют, на сколько единиц уменьшается самочувствие людей, имеющих низкие доходы, из-за неспособности нормально отапливать свое жилье, покупать мясо хотя бы через день, носить новые вещи, менять старую мебель, пригласить в гости приятелей или поехать на отдых.
    Исследование показывает, что 77% населения Болгарии трудно „связывают концы с концами”. Так каждый третий болгарин (23%) не может нормально отапливать свое жилье, 65% не могут позволить себе поехать на отдых, три четверти (76%) не могут сменить старую мебель, 36% не могут покупать мясо даже через день. Кроме этого половина (51%) опрошенных болгар не могут покупать себе новую одежду, 34% не могут пригласить к себе в гости друзей.
    На данном фоне, по сравнению с 2007 годом, из 27 стран ЕС единственно в Болгарии и Австрии уменьшается количество населения, заявляющих, что трудно „сводят концы с концами”. Вопреки этому доля болгар затрудняющихся платить по счетам занимает 77%, и только в Греции этот показатель выше – 86%.
    Вероятнее всего из-за низких доходов болгары ответили, что готовы работать больше. Например, на вопрос, сколько часов должна быть рабочая неделя голландцы или англичане ответили 27, а болгары – 38 часа.
    Также население Болгарии и самые неудовлетворенные от качества жизненной среды – всех больше жалуются на мусор, качество строительства, качество воды, на соседей, доступ до мест культуры.
    Болгария на последних местах и в оценках услуг транспорта, здравоохранения, образования, ухода за детьми и пожилыми людьми, социальных домов, пенсионной системы.
  5.  

      

     
    Болгарская нация постепенно тает, население стареет, рождаемость сокращается – такова демографическая реальность. На этом фоне оказывается, что растет и желание болгар эмигрировать. Кто – временно, а кто – на постоянно, но данная тенденция является фактом, показали результаты опроса Национального центра исследования общественного мнения, которое было направлено на эмиграционные настроения болгар в 2012 г. Больше о данном исследовании мы узнаем у Радости Патевой, главным экспертным сотрудником Национального центра исследования общественного мнения.
    „В конце сентября сего года 14% болгар заявили, что собираются покинуть страну насовсем. Это на 3% больше чем в 2009 г. Такие настроения характерны, прежде всего, для людей в возрасте от 30 до 39 лет и среди самых молодых – до 29 лет. Среди них больше всего людей с высшим образованием и безработных. Желание работать и учиться за рубежом с временным выездом из Болгарии проявляют 28% анкетированных. По этому показателю также отмечен 3-процентный рост по сравнению с 2009 г.”
    О подобном желании заявили 63% людей в возрасте до 29 лет и 40% людей от 30 до 39 лет. Таковы же намерения 38% жителей Софии, а также половины безработных, принявших участие в исследовании. Склонность к эмиграции, выше средней, как временной, так и постоянной, проявляют представители цыганского и турецкого этносов. Более углубленный анализ показывает, что твердо решены покинуть страну 12% респондентов. Эти люди собираются уехать за рубеж на учебу или в поисках работы.
    Хорошее образование по традиции является приоритетом болгарской семьи. В своем стремлении обеспечить его, все больше болгар ищут возможности для обучения своих детей за границей.
    “Когда речь идет не о них самих, а об их детей, то 67% или две трети опрошенных, утверждают, что желают, чтобы их дети учились за границей, – говорит Радост Патева. – Это на 3% больше, чем в 2009 г. Чаще так отвечают люди в возрасте до 49 лет, высокообразованные и проживающие в столице. 71% респондентов заявили, что склонны стимулировать своих детей искать себе работу за пределами Болгарии на определенный период, а 36% – желали бы, чтобы дети устроились за границей на постоянно. Такую склонность проявляют родители до 49 лет, в то время как более пожилые – старше 60 лет, которые нуждаются в помощи и заботе, категорически против подобного положения”.
    Относительно эмиграционных настроений среди представителей различных профессий в Болгарии, самой тревожной остается тенденция роста числа болгарских врачей, желающих уехать на заработки за рубеж. Каждый пятый медицинский специалист готов покинуть страну. 13% врачей и медсестер собираются в следующие два года искать себе работу за рубежом. Эти данные получены в ходе совместного исследования Института “Открытое общество”, Болгарского союза врачей и Болгарской ассоциации специалистов в области охраны здоровья населения. Согласно информации Союза болгарских врачей, в стране работают 32 000 врачей. А в среднем в год Болгарию покидают 507 медиков. Ассоциация специалистов в области охраны здоровья населения /медицинских сестер, акушерок и реабилитаторов/ отмечает, что в Болгарии работает в общем 47 000 таких специалистов. Только в 2011 г. 1293 покинули страну. Те, кто ищет возможности реализации за рубежом, – в основном, общепрактикующие врачи, анестезиологи, хирурги, акушеры-гинекологи. Они направляются преимущественно в Великобританию, Германию и Францию. Медсестры предпочитают больше всего Великобританию, Италию и Испанию. Основная причина подобного выбора болгарских врачей – это более высокое трудовое вознаграждение, заявили 70% опрошенных. Но также указываются лучшие условия труда и более высокий уровень жизни. За рубежом врачи надеются получать за свою работу зарплату от 1350 до 5 000 евро. В Болгарии они разочарованы большой разницей зарплат для различных специальностей, дефицитом других медицинских специалистов, что мешает остальным выполнять качественно свою работу, а также хронической нехваткой средств и рабочих инструментов, отсутствием современного оборудования в больницах.
  6.  

      

     
    В 2012 году в среднем каждый третий житель Болгарии помог незнакомому человеку, сообщают из фонда „Благотворительная помощь в Болгарии”, которые представили данные Всемирного индекса благотворительности CAF.
    Согласно исследованию, за последний месяц каждый десятый болгарин пожертвовал для незнакомого человека определенные средства. Для сравнения в России и Украине средства на благотворительность предоставили 7% населения, в Словакии – 37%, в Польше – 28%, а в Венгрии – 26%. Помощь добровольным трудом оказали лишь 4% болгар.
    Данные исследования показывают, что благотворительностью в мире занимается все меньше и меньше людей, так в 2011 году их было 28%, а в 2007 – 29.8%. Доля людей помогающим незнакомым людям в прошлом году составила 45.1%, а в 2007 – 47%.
    Индекс CAF показывает, что самые щедрые люди живут в Австралии, на втором месте Ирландия, третья – Канада, Новая Зеландия и США. На десятом месте – Дания, а перед ней Парагвай и Великобритания.
    Всемирный индекс благотворительности CAF в 2012 года использовал данные опроса среди 146 стран и охватил 90% мирового населения. Респондентам задавались вопросы — занимались ли вы каким-либо из перечисленных видов деятельности в течение предшествующего года/месяца:
    • жертвовали деньги организации;
    • работали в организации в качестве волонтера;
    • оказывали помощь непосредственно нуждающемуся в ней человеку, который вам незнаком.
  7. Недавно прошли рождественские и новогодние праздники, за которыми последовало бурное празднование дней Святого Василия, Богоявления, Иоанна Крестителя. Не надо забывать, что церковные ритуалы обвязаны с множеством намного более древних народных обрядов. После небольшого затишья в январе февраль превращается в карнавальный месяц, обещающий бурное веселье до следующего поста, начинающегося после Сырного заговенья у православных. Надо отметить, что приобретшие популярность в католическом мире карнавальные игры переплетаются с верованиями и вовсе предшествующих христианству обычаями, какие имели место на Балканах.


    Тут надо вспомнить, что в конце зимы и начале весны древние греки посвящали несколько недель богу вина Дионису, организуя разные игры, соревнования, маскарады с молитвами и жертвоприношениями за плодородие. Стоит ли говорить, что еще более разнузданными эти праздники были среди фракийцев, которые были запасницей вин, продаваемых тем же грекам. Они были и наибольшими почитателя этого напитка из виноградного сока. По всей видимости, от этих фракийских празднеств, породивших греческие дионисии и римские вакханалии, и остались живыми и поныне в Болгарии разные ритуалы ряженых, проходящие своеобразно в разные дни с конца декабря, как обряды колядников, по середину марта обычно.


    Итак, пора ряженых приходит к нам с появлением в Болгарии первых подснежников – предвестников далекой, но приближающейся таки весны. Разодетые в пугающие костюмы разных чудищ, под звон колокольцев и грохот побрякушек ряженые исполняют свои танцы. При их шествии во время карнавала по улицам селения они своими действиями стремятся испугать зиму и прогнать злых духов, расчищая дорогу жизни, т.е. весне и добру. Костюмы участников болгарских маскарадов отличаются тяжестью, будучи изготовленными из дерева, покрыты настоящими шкурами животных, чаще всего козьими, и имеют украшения из шерстяных нитей и бумаги. Один такой наряд нередко весит свыше 50 кг, не считая ботал…
    Маскировку каждый готовит сам, порой собирая годами нужные вещи, как шкуры, рога, колокольцы, побрякушки, всякие висюльки. Конечно, легче это делать всей дружиной. Ну а ходить, тем более подплясывать, раскачиваясь, в этом снаряжении, поверьте, серьезное испытание. Тем более ценится это желание среди жителей сельских районов, стремящихся сохранить живой подобную традицию, уже тысячелетиями проводящую границу между зимой и летом. И с основанием самый крупный на Балканах фестиваль ряженых, проходящий в г. Перник, где он проводится уже пять десятилетий, был предложен на включение в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Традиционно проводящийся в последний уикенд января карнавал „Сурва” привлекает участников подобных ритуалов и игр со всего света. В разных концах Болгарии обряды ряженых, которых и называют по-разному, тоже отличаются. Их разнообразие огромно.


    Эти своеобразные актеры изображают разные бытовые сценки с юмористическим зарядом. Все это объединено общей идеей изгнания злых духов и открытия пути весеннему возрождению. Кстати, делать это могут только молодые парни и холостяки, т.е. не обремененные брачными узами. Лишь так называемый „царь” может быть женат, с мужским первенцем или близнецами. Это в разных краях. По всеобщему признанию этнографов, наиболее живописно проходят эти праздники на юго-востоке Болгарии – в Бургасской, Ямбольской, Сливенской областях и в Восточной Фракии. Прекрасно сохранены традиции в селе Глушник у г.Сливен. Васко Целев – молодой мужчина из местной дружины ряженых, разъясняет особенности ритуального танца в этом краю.


    Ранним утром ряженые собираются в месте обитания своего царя. Он непременно должен иметь „невесту” или „бабку”, если прикидывается дедом. Эту роль поверяют самому крупному и здоровому мужчине, играющему комическую фигуру среди остальных, тоже играющих разные определенные роли. С оглушительным шумом и трезвоном, обычно непременно стремясь разлаять и собак, как подмогу к изгнанию нечистых сил, дружина обходит все дома на деревне.
    „Ряженые заходят в дом, где их встречает хозяин. „Невеста” ловкими жестами „бреет” ритуально хозяина, который в знак благодарности дарит компот, орехи, орешки, кукурузные хлопья, – рассказывает нам Васко. – Хозяюшка же приготовила каравай, которым и гостит пришельцев. Следует ритуал „вспашки”, затем „сева” и тогда „невеста” изрекает определенные слова с пожеланием урожая всей семье. Таков в общих линиях ритуал в Сливенском крае. Многие люди из окрестных селений и городов, да и из всей страны приходят понаблюдать за этим. Обойдя все дома, дружина под конец отплясывает хоро ряженых на площади, которую на селе называют почти как по-украински „мегдан”, к которому присоединяются все приезжие”.


    Любопытно, что в селе Глушник вместо козьих и овечьих, как принято, шкур, ряженые накидывают на себя домотканые изделия типа покрывал или ковриков с длинным ворсом, сотканных из шерсти этих животных.
    „Эти своеобразные накидки просто уникальны, их не найдешь нигде в Болгарии. Они представляют козьи покрывала – белые, с большим ворсом и красными зигзагообразными линиями. Все это нам передалось от прадедов. Такие вы увидите не только у нас, но во всей Болгарии”, – убежден ряженый Васко Целев.
    В последние годы традиции игр ряженых нарушаются – в них все чаще начинают участвовать дети – мальчики и девочки. Конечно же, костюмы у них намного легче. В последние годы множатся дружины ряженых и фестивалей, на которых они соревнуются.
     
  8. 3 марта 2013 года исполняется 135 лет со дня Освобождения Болгарии от пятивекового османского ига.
    3 марта – национальный праздник Болгарии, в этот день в местечке Сан-Стефано близ Константинополя был подписан договор, который положил конец Русско-турецкой войне 1877-1878 годов и создал условия для того, чтобы болгарское государство было вновь возрождено.


    День Освобождения Болгарии пришел после более века национального возрождения и освободительной борьбы. Оно стало возможно в контексте очередного кризиса в Юго-Восточной Европе. Летом 1875 года вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине. Болгарские революционеры пришли к решению, что это благоприятная возможность и для Болгарии, что момент для бунта назрел и у нас. Вот что отметил в интервью «Радио Болгария» проф. Илия Тодев, директор Института исторических исследований при БАН:

    «По их оценке, только путем восстания Болгарский вопрос мог быть решен и болгары могли вновь восстановить свою государственность. Согласно такому решению, с лета 1875 года велась организация восстания в г. Стара-Загора в сентябре. Оно не получило размаха, не было достаточно хорошо подготовлено. Несмотря на этот неуспех, последовательные революционеры из Болгарского революционного центрального комитета не отступили, а начали работать над восстанием весны 1876 года.

    Апрельское восстание имело значительно больший размах. Хотя на поле боя повстанцы не добились каких-то значимых побед против многократно превосходящего их противника, невзирая на то, что восстание было разгромлено, а население было подвержено репрессиям, оно сыграло свою роль и именно поэтому считается успешным».
    Апрельское восстание обострило Восточный кризис. Из-за его жестокого подавления Болгарский вопрос был в центре этого кризиса, о жертвах и болгарской идее высказывались такие личности как Гюго, Достоевский, Тургенев, Гарибальди... Европейская печать изобиловала публикациями на эту тему. Великие державы были вынуждены занять позицию, и так наступил черед Русско-турецкой освободительной для Болгарии войны. Их отношение к военному решению вопроса, однако, не было однозначным.


    «В то время интерес к обострению Восточного кризиса имела, в основном, Германия князя Бисмарка, ‒ отметил проф. Тодев. – После того, как Бисмарк однажды разгромил Францию, он желал бы добиться этого еще раз, поэтому ему нужна была благоприятная расстановка сил. Прежде всего, он стремился привлечь внимание России к Восточному вопросу. Россия же, в свою очередь, считала, что баланс в Европе без достаточно сильной Франции не был возможен. Австро-Венгрия была заинтересована в пересмотре статус-кво, имела интересы на Балканах, желала расширить свое влияние в регионе. Так что, в определенной степени условно, она также поддерживала политику Германии».

    «Очень интересна позиция Англии, ‒ продолжил свой анализ Илия Тодев. – Англия была против пересмотра статус-кво. У власти в то время было консервативное правительство Бенджамина Дизраэли. Он был категорически против войны России на Балканах. Но его противники, либералы Гладстона, развернули очень интенсивную и продолжительную кампанию, которая осталась в истории под названием «болгарская агитация». После дикого подавления Апрельского восстания английские либералы выступили против политики Дизраэли, которая покровительствовала Турции. Таким образом, в значительной степени, был нейтрализован крупнейший союзник Османской империи – английский консерватизм».


    Спустя два десятилетия после поражения в Крымской войне Россия опасалась нового, объединенного против нее противопоставления Великих держав. Кроме того, она не чувствовала себя готовой к новому военному конфликту. Русское общество было в некоторой степени раздвоено. Противники войны не желали, чтобы Россия воевала именно в тот момент, когда у страны были экономические проблемы, проводилась реформа армии, а ее перевооружение еще не было завершено. Намного сильнее были, однако, настроения славянофилов в пользу освободительной войны.

    «Император Александр ІІ был чувствительным человеком, он знал и любил болгар, интересовался их прошлым и настоящим. Но боялся Крымского синдрома, ‒ отметил проф. Тодев. – Князь Горчаков, канцлер и министр иностранных дел, имел большое влияние в определении русской политики. Он был за мирное решение, за конференции, за действия в рамках «европейского концерта». Но царица, например, была категорически «за» ведение войны».

    В конце 1876 и начале 1877 года в Константинополе состоялась конференция послов Великих держав, посвященная Восточному кризису. Но Высокая порта (османское правительство) отказалась выполнить ее решения о территориальных изменениях и создании автономных областей. В марте в британской столице был подписан и т.наз. Лондонский протокол – последняя дипломатическая попытка воздействовать на Османскую империю. И эта попытка была безуспешной. Так Россия получила карт-бланш от Великих держав действовать и царь Александр Второй манифестом провозгласил войну Османской империи 12 (24) апреля. В ее ходе были драматические моменты и массовый героизм: бои у Стара-Загоры, у Шипки, особенно тяжелый, с большими жертвами, осада Плевны...

    «В конечном счете, Россия одержала блестящую победу на поле боя. Плевен был взят, затем последовал переход через горы Стара-Планина при суровых зимних условиях – это восхитительная боевая операция, ‒ подчеркнул историк. ‒ В следующих нескольких крупных сражениях победу также одержала русская армия. И Турция, по сути, оказалась перед угрозой разгрома. Ее спасло, в основном, вмешательство западных сил, прежде всего, Англии, отчасти и колеблющейся Австро-Венгрии».

    Болгары активно участвовали в освобождении своей родины – частями ополчения в составе русской армии, многочисленными отрядами в тылу противника, разведкой, средствами и медицинской помощью. Население массово помогало продуктами питания и ночлегом. В театре боевых действий были корреспонденты европейских газет, которые отражали подробности развития войны.
    «Первоначально в европейской прессе преобладали позитивные настроения относительно ведомой Россией войны, так как она защищала гуманитарную миссию, порожденную Апрельским восстанием, ‒ подчеркнул Илия Тодев. – Но когда стало видно, что Россия почти полностью разгромит Турцию, что она может завладеть Константинополем и проливами, проснулись старые страхи о нарушении европейского равновесия. Англия вывела свой флот в Мраморное море и грозила, что если русские займут Константинополь, объявит войну России, т.е. Крымская коалиция, которой боялось русское общество и лично император, практически стала вырисовываться на горизонте. И это вынудило Россию заключить Сан-Стефанский мирный договор, который был прелиминарным, предварительным, т.е. неокончательным и, следовательно, подлежащим, пересмотру и утверждению».

    Это привело к Берлинскому конгрессу Великих держав, где Сан-Стефанский договор был подвержен категорической ревизии. Из Северной Болгарии и Софийского округа было создано Княжество Болгария. На территории на юг от гор Стара-Планина была обособлена Восточная Румелия – автономная область в Османской империи. Земли в Македонии и Адрианопольской Фракии были и вовсе возвращены султану. Объединение болгар в едином государстве, было исполнившееся, превратилось в национальный идеал. Спустя 7 лет после окончания Русско-турецкой войны было совершено объединение северной и южной частей Болгарии. В течение следующего века страна участвовала в нескольких войнах во имя своего национального идеала. Имела успехи, терпела и тяжелые крушения.

    Освобождение Болгарии в 1878 году, однако, открыло для Болгарии путь к европейскому развитию. Через год после Освобождения наша страна имела парламент и демократическую конституцию, начала устройство административной власти в столице и стране. Строились фабрики, дороги и железнодорожные линии, модернизировалось сельское хозяйство, создавались условия для появления учреждений просвещения и культуры европейского типа.
     
  9.   

     
    Молодой, дикий, господень, купальский, живой, мертвый, разрушающий, для хождения по кострищу и прочее. Это все названия огня в нашем фольклоре, имеющем множество перевоплощений в народных обрядах. Но значение его всегда относится к очищению и даровании света.

    Огонь наделен волшебными силами – предохраняет от болезней и злых сил, прогоняя их, бережет от града, даже, как вы знаете, не подпускает волков… С помощью угольев, свечей или головешек осуществляется освещение дома, одежды и предметов. Обычно поленьями дом должен был обеспечивать мужчина, а сбором хвороста и сучков для разжигания занимались дети и женщины.
    Согласно поверью очаг в доме никогда не должен угасать. В ином случае ничего доброго не ждет проживающих там людей. Поддерживать же этот постоянный процесс должна хозяйка дома. Каждый вечер она заботливо покрывает угли пеплом, чтобы можно было ранним утром вновь развести огонь. Разведение первого огня в доме всегда сопровождалось ритуалом. Его осуществляла самая пожилая женщина, перечисляющая имена детишек, желая всем здоровья, разбирательства в доме и плодородия.

    Огонь очень важный элемент в ряде лечебных практик, связанных со снятием порчи свинцом и гашением углей при заговоре. У изголовья роженицы некогда оставляли зажженный огонь, который поддерживали до 40-го дня – срока, о котором верится, что молодая женщина и ребенок подвержены угрозы от посягательств невидимых вредных сил. Опять-таки в этот период роженица выносила с собой горящие угли, если ей приходилось выходить из дому после заката солнца, т.е. после затухания „небесного огня”. Очищение огнем символически проходила одежда младенца, случайно забытая под ночным небом.

    Существует и ряд обычаев, требующих перепрыгнуть через костер, что должно приносить здоровье. Обрядовые сельские костры широко распространены во время мартовских праздников. В день 1 марта, т.е. с приходом весны, на праздник, когда, как символ счастья и здоровья, и до сих пор дарят две кисточки из нитей белого и красного цвета, сжигались все старые и ненужные вещи. В марте также отмечаются день Святых сорока мучеников /22 марта/ и Благовещение /25 марта/, когда с помощью огня изгоняются символически змеи, ящерицы и вредные насекомые. Эти недруги в домах и на поле прогонялись и в день Еремии-Запрягальника, о котором мало говорили, так как он приходится на 1 мая, когда принято отмечать День международной солидарности трудящихся.

    В канун этого праздника, непосредственно после захода солнца, невесты, девушки и дети обходили дом и двор. Как и на Благовещение, они произносили всяческие наговоры с заклинаниями. И непременно нужно было производить сильный шум, употребляя кочергу и тот же ухват, а также другие железные пособия, прошедшие сквозь огонь. А во многих местах разводили костры, через которые нужно было перепрыгнуть.

    Весенние костры тоже предохраняют, очищают и готовят плодородие летом и осенью. И самый известный огненный обычай в это время года Заговенье. В ряде мест страны высоко поднимали горящую корзину или наполненный дегтем мех. В других делали круги нагретым в огне сошником или лемехом. Туда засыпали солому, которую поджигали. Исходящие от них пламя и искры напоминают о солнце, связаны с солнечной магией, что представляет собой солнечную магию и обожествлением нашего Ярила и усиления его мощи.

    Обрядовые костры также раскладываются в день Ивана Купалы и непременно на праздник Свв. Константина и Елены в Странджанском краю. Особой силой отличается огонь, горящий в очаге на Сочельник. Даже зола его обладает целебными свойствами. Наряду с почитанием огня в качестве созидательной силы, наш народ придерживается обычаев, направленных на предохранение от разрушительной силы природных стихий. В летние месяцы в день Св. Павла (30 июня), в день Св. Илии (20 июля) и дни в конце июля – 28, 29, 30 июля, называемые в народе Горячники, проводились ритуалы, предостерегающие от огня. В эти дни наложен запрет на проведение разных работ, в основном полевых, и непременно на разжигание костров и любого огня, дабы не сгорело что-нибудь.
     
  10.   

     
    Приготовления хлеба – одна из древних практик современной человеческой цивилизации. В начале человек потреблял каши из целых или раздробленных зерен и грубо замешанных свежих хлебов из них. Археологи обнаружили каменные ручные мельницы – жернова возрастом около 6000 лет до н.э., в которых мололи зерно.

    Около 5 тысяч лет до н.э. в Египте и Вавилоне начали печь хлеб из “созревшего” теста. Это созревание получилось случайно, при ферментации, ‒ забытое в теплом месте тесто стало кислым, и образовались т.н. кислые дрожжи. Позже приготовление такого хлеба распространилось и в Европе. В качестве ферментирующего вещества использовался ферментировавший сок винограда или водный настой из дикорастущего хмеля. Хлеб присутствует на всем жизненном пути человека: в радости и скорби, от рождения до смерти, в будни и праздники. По технологии приготовления он бывает с дрожжами и без дрожжей. Сведения о хлебе на наших землях можно обнаружить в путевых заметках иностранцев XVI-XIX в. Они сообщают о быстро приготовленном хлебе без дрожжей. Этот хлеб приготавливался незадолго до еды, ‒ его замешивали из муки и воды, а пекли на горящих углях или на жару между двумя черепицами. Хлеб без дрожжей, называемый свежим, замешивается из пшеничной, ржаной или кукурузной муки, воды и соли. Печь его можно на жару, углях или в печи – в неглубокой глиняной посуде с крышкой. Этот хлеб не режут, а ломают на куски.
    Из сведений путешественников видно, что болгары знали о дрожжах, т.к. приготавливали хлеб “квасник”. Согласно историческим документам в конце XIX века хлеб на дрожжах занимал почетное место в болгарской народной культуре. Его приготовление требует больше времени и умений. Свежий хлеб тоже не теряет своего места в быту: его замешивали, когда заканчивался предыдущий или когда неожиданно приходили гости, а также в определенных обрядах. В народных представлениях хлеб – это душа. Поэтому теплый хлеб называли “душица”. Его нельзя резать или протыкать, дабы не “прокалывать души”. Это верование нашло применение в похоронных обычаях. Сразу после того, как скончается человек, печется обрядовый хлеб “в путь”, с которым покойника провожают на тот свет. Когда же родится ребенок, приготавливается свежий хлеб для покровительницы рожениц святой Богородицы. Его называют “Богородичным” хлебом, “быстрым” хлебом, с которым встречают нового человека. А вот хлеб, который приготавливают на Сочельник в честь Богородицы, осуществляет связь с миром прадедов. Хлеб без дрожжей приготавливают для здоровья и для милости мифических существ. Против таких болезней, как чума, оспа, всегда приготавливается свежий хлеб, который мажется медом и раздается за здравие на праздник Святого Харалампия и Святой Варвары. Свежий хлеб приготавливается и для здоровья скотины на день Святого Власа, Святого Спиридона и Святого Модеста. При эпидемии и против вампиров оставляется теплый хлеб в чужом селе – люди верили, что таким образом из села изгоняются болезни или демоны. Хлеб, приготовленный без дрожжей, оставляется в честь повивальных бабок, которые приходят наговорить судьбу младенцу. Свадьба тоже начинается с замешивания дрожжей или кваса для свадебного каравая в доме молодоженов. Мука просеивается через три сита тремя девушками. Месят калач золовка и деверь. Вода приносилась в полном молчании, причем никто из нее ранее не пил. Добавляются дрожжи, взятые от трех хороших семей. При свадебных обрядах хлеб без дрожжей приготавливается при обычаях, ставящих начало свадьбе, при встрече невесты, до первой брачной ночи или после нее. А вот квасной хлеб печется для свидетелей (в Болгарии – это кума и сваты). Свежий хлеб замешивается и при первой вспашке, для нового дома и на Новый год.

    Повседневный хлеб делается из ржаной муки, пшеницы или смешанной муки изо ржи, пшеницы и кукурузы. Обрядовый хлеб же только из чистой пшеничной муки. Согласно народным верованиям, если тесто не подойдет, – то кто-то навел на человека порчу. Поэтому за день и в сам день подготовки теста соблюдается ряд предостережений, не разрешены и половые контакты. Качество хлеба определяется дрожжами. Отсюда и выражение “Такая у него закваска”. О появлении дрожжей в Болгарии свидетельствуют данные времен XV-XVI века, но, скорее всего, о них было известно еще раньше. Самый древний способ их получение таков: после того, как замешивается мука, вода и соль до густой каши, их оставляют подойти в горшке. После замешивания оставляется часть теста, из которого оформляется плоский хлебушек, покрывается мукой и используется, как дрожжи для следующего хлеба.

    Особенно хорошо печево из раздробленного и запаренного нута, который называется “сладкий квас”, “сладник”, “солнечный хлеб”. Приготовленные дрожжи сохраняются в глиняной или деревянной посуде. Тесто покрывается полотенцем и ставится в теплое место. Этот хлеб можно приготовить в плоской глиняной форме, в печи или в духовке. Печь становится частью быта болгар в конце XIX – начале XX века. Дрожжи – символ благополучия. Народ верит, что если их кто-то украдет, то в доме случится несчастье. Поэтому существует много запретов: дрожжи в воскресенье не трогать, не давать взаймы после заката солнца, не брать из дома больного оспой, из дома, где недавно родился ребенок или куда привели невесту. Не к добру, если дрожжи простоят ночь в доме с мертвецом. Обрядовое приготовление новых или молодых дрожжей стартует около Дня Святого Игнатия (по-болгарски Игнажден), Нового года и Рождества, а также Пасхи и Дня Святого Георгия (Гергьовден). В Великий четверг молодые девушки впервые приготавливают новые дрожжи, из которых пекут пасхальные куличи. Рано утром в День Святого Георгия пожилая женщина или вдова собирает росу с пшеничных колосьев и с ней замешивает муку. Дрожжи – как живое существо: они растут, стареют, и поэтому их нужно омолодить, т.е. обновить.

    В наши дни традиция домашнего приготовления хлеба вновь вошла в быт болгар. В 2009 г. в г. Габрово был создан хлебный дом Святого Христофора, который организует сеть таких домов и школу для приготовления хлеба. Молодые люди собираются месить хлеб и в квартирах, как часть этой сети. Хлеб приготавливается из дрожжей, как в древние времена. Он уникален на вкус и на внешний вид. В конце на хлебе ставилась печать для выпечки просфора, как делали прабабушки болгар. Печать была сделана из дерева в форме креста со специально исписанными на нем вещами. Таким образом, хлеб благословлялся. В хлебном доме собираются самые разные люди, разного возраста, вместе приготавливают хлеб и пекут его в старой печи. В Софии молодые поклонники приготовленного в домашних условиях хлеба каждую неделю собираются в хлебном центре при церкви Святых Седмочисленников. Они называют свои встречи вечерами хлеба и слова.
  11. В мифологических представлениях болгар солнце – это молодой паренек, царь, владетель всего живого в мире. И появилось оно в начале сотворения, когда земля и небо соединились. От их брака родился месяц, который в фольклоре воспринимается то как брат, то как сестра яркого дневного светила. Миф о происхождении солнца и луны тесно связан с верованиями о божественных близнецах (братьях или брате и сестре), которые создали космос.

    Как гласят самые распространенные сказки и легенды, в самом начале солнце и луна светили одинаково сильно. И были они неразлучными. Есть несколько описаний их разлуки, в зависимости от различных верований. Скажем, в одном из них они поругались и были наказаны никогда больше не встречаться. А месечина (вероятно более виноватая в этой ссоре) осталась светиться намного более слабо. В другой легенде говорится, как месяц влюбился в красивую избранницу своего брата. Разгневанная их мать прокляла месяца светиться только по ночам.

    Истории, в которых солнце и луна предстают как братец и сестрица, напоминают нам о представлениях, бытующих еще в глубокой древности. Они связаны с одним из самых тяжких грехов, сами будучи в неведении. В одной из версий говорится, что они не были знакомы и когда подросли, то влюбились друг в друга, не зная о своем родстве. А потом и вступили в брак. В другой сказке они совершенно сознательно решили сыграть свадьбу. В обоих случаях последовало материнское проклятье.

    Вот и дозволено им теперь встречаться лишь на праздник Ивана Купалы, в день летнего солнцестояния. В ряде районов бытует мнение, что много-много лет назад солнце, луна и звезды находились намного ближе к земле и грели намного сильнее, чем сейчас. Но люди начали забирать себе по одной звездочке домой, вместо свечек. Однажды один цыган потянулся даже за месяцем, но Господь возьми да подними его высоко в небо.

    Пятна на поверхности луны, видимые простым глазом, будоражили воображение наших прадедов. Объяснений им появилось множество. В одном из самых колоритных поверий рассказывается, что солнце и луна увидели двух цыган, которые занимались любовью перед своим домом. Неудобно стало братцу и сестрице, и потупили они глаза вниз. Девушка (луна) так покраснела, что с тех пор на ее лице остались отпечатки образов мужчины и женщины, которые и сейчас при полной луне можно различить. В другой сказке утверждается, что пятна изображают парня с пастушьим посохом, а девушку с коромыслом. Многие из песен про месечинку представляют собой своеобразную исповедь перед небесной свечкой, как называет ее еще наш народ. Она греет далеко и видит любимых людей, с которыми разлучен путник, разъезжающий по чужим землям, отправившийся на заработки, либо это воин.

    В верованиях многих народов мира солнце является богом, символом мужского начала, его свет отождествляется с золотом. Луна же связана с женским началом и функциями женского организма. Ее металл это серебро. Влияние различных этапов лунного цикла, согласно фольклорным представлениям болгар, в наши дни ничем не отличается от астропрогнозов, которые сегодня можно прочесть в газетах и журналах, в Интернете или даже услышать в эфире электронных СМИ.

    В народной терминологии новолуние присутствует как новость, новый дедушка, новая свеча или молодой месяц. Это пора помолвок и свадеб, а также начала некоторых продолжительных видов хозяйственной деятельности – сева, вспашки и т.д. При полнолунии или новой месечине рекомендуется справлять новоселье. В период после полной луны, которую называют рассеивающейся, не следует предпринимать ничего важного, поскольку все это обречено на неудачу. Даже операции тогда следует избегать – ведь все жидкости тогда поднимаются. Вспомните про приливы. А вот в последние три дня перед исчезновением луны не дают стирать, мыть волосы и пр.

    Если увидишь новую свечу справа, будет везти весь месяц. Камушек, взятый в этот момент и положенный под подушку, покажет девушке, за кого выйти замуж. Новолуние – лучшая пора выровнять волосы молодой девушки. Поверье также гласит, что людям не надо долго смотреть на восходящий месяц, а то веснушки появятся. Но непременно нужно перекреститься, если это мужчина, он должен снять шапку и коснуться серебряной монеты.

    В ряде областей существует обычай, когда матери поднимают своих детей высоко со словами: «Как полнится луна, пусть так полнится твой кошелек!» При первом появлении луны девушки и дети отплясывали хоро, трижды подпрыгивая. Это делалось рядом с рекой, источником, колодцем. Верили, что ритуальный танец обеспечит хорошую погоду в течение всего месяца и когда нужно, будут осадки, когда нужно – солнце.
     
  12. Наступил декабрь, месяц любимых всеми праздников. Следуя один за другим веселой вереницей, они пересекают границу между двумя годами, чтобы достичь до январской серии именин, традиционных обрядов и ритуалов. Когда-то декабрь называли Никульским месяцем – из-за большого церковного и народного праздника, в честь Святого Николая, архиепископа Мирликийского.

    «Варвара варит, Савва выпекает, Никола гостей встречает» – эта народная поговорка объединяет три важных праздника, которые отмечают поворот от осени к зиме в декабре. Связанные с датами и именами из православного календаря, они совсем определенно несут признаки языческих ритуалов. Первым праздником в этой серии является т. наз. Варвара, Варварица, Варварин день или Женское Рождество. 4 декабря православная церковь чтит память Святой великомученицы Варвары – девушки из знатного рода, которая была казнена из-за своей христианской веры в начале ІV века. Существует верование, что от праздника Варварин день до Игнатова дня каждый день становится длиннее на вершину иголки. Ровно на столько же растет день и от Игнатова дня до Васильева дня (с 20 декабря по 1 января). В Варварин день, согласно поверью ночь и день встречаются и становятся равными по длине.

    В традиционных представлениях Варвара является покровительницей детских болезней, прежде всего, кори, называемой в народе, в целях предохранение от нее, ласковыми обращениями: бабушка, тетушка, сладкая и медовая. Злая, беззубая и страшная бабка – портрет Варвары отвечает зловещему образу болезни. Чтобы умилостивить Бабушку Корь и отклонить ее от своих детей, женщины приготавливают обрядовое блюдо, в которое кладут разные пшеничные и бобовые семена. Это блюдо называется «варвара». Заправленное медом, оно раздается детям, а также соседям и родственникам. Существует поверье, что в течение целого дня дети должны подпрыгивать, чтобы их не застала врасплох Варвара.

    Название Женское Рождество связано с обычаем, распространенным в основном в Западной Болгарии. Нарядно одетые девушки и девочки ходят по домам и подобно колядующим мужчинам поют благословленные песни с пожеланием здоровья и плодородия.

    Некоторые из обычных практик в день Варвары связаны с перекрестком дорог, который играет важную роль во многих магических ритуалах. В некоторых селах на наших землях женщины месили т.наз. «купаные» обрядовые хлеба. Тесто приготавливается обычным путем, но затем завертывается в платок, который завязывается узлом. Тесто погружается в горячую воду. Оно готово, когда всплывет на поверхность, а узел повернется вниз. Тесто вынимается из платка и выпекается в печи. Этот обрядовый хлеб сверху намазывают медом. Женщины выходят на перекресток и раздают ломтики этого хлеба каждому, кто им повстречается.

    В Софийской области описан очень интересный обычай, тоже связанный с предохранением от болезней. Рано утром маленькие дети – девочки и мальчики, выходят под открытым небом. Каждое из них несет дрова для огня и по несколько горсток фасоли, лук и приправы. Они разводят костер и варят фасоль. Прежде чем положить приправы, одно из детей – обязательно последыш (последний ребенок в семье), вынимает по три зернышка фасоли и кладет на колено каждого из ребят. Усевшись в круг, дети съедают зернышки, обязательно не прикасаясь к ним руками. Затем к ребятам присоединяются люди из села. Они тоже берут из котла зерна фасоли и добавляют их к корму домашних животных, чтобы они были здоровы и плодовиты.

    Церковь чтит память Святого Саввы 5 декабря. В традиционных представлениях болгар Савва чаще всего является женщиной, сестрой Варвары, а Святой Никола – их братом (так как день святого отмечается только на день позже). Святой Савва властвует над чумой. В некоторых областях нашей страны в этот день нельзя прикасаться к ножницам, иглам, ножам и др., чтобы не рассердить сестер. Согласно поверью, это предохраняет от травм от острых предметов. В других краях Болгарии день Саввы посвящен памяти мертвых. Женщины варят пшеницу и делают поминки. Совершается и ритуал плодовитости. Невесты, которые не могут иметь детей, на восходе солнца просеивают муку через сито, повернутое наоборот. Затем замешивают тесто и пекут обрядовый хлеб, который раздают на перекрестке с сильной верой, что это «повернет» их судьбу и принесет удачу.

    Настолько же распространено и верование, что Святой Савва это мужчина, покровитель волков. Согласно другим представлениям, Савва и Варвара – это хромые волки, которые идут в конце стаи. Напоминаем, что на месяц раньше, около Дня Архангела Михаила, в фольклорном календаре расположены т.наз. «Волчьи праздники», которые сопровождаются предохраняющими ритуалами и обрядами. В день Святого Саввы почитается и дух-покровитель дома. Может быть, самой распространенной является легенда, согласно которой добрый брат Савва всегда идет за Варварой и просит ее не пускать из своего рукава ледяные зерна по полям. Двое – Савва и Варвара, подготавливают крупнейший праздник в декабре – день Святого Николая Чудотворца.

    Повелитель рек и морей, морских бурь и змеев, Никола обладает силой выпускать эти стихии на волю и останавливать их. В народной мифологии он – крылатый молодец, которые может летать на большой высоте и так наблюдать за лесными русалками. Церковный праздник приходится на 6 декабря. Это один из немногих дней в течение Рождественского поста, когда разрешено есть рыбу. Обрядовое блюдо, которое приготавливается в каждом доме – это фаршированный карп, потому что святой властвует и над рыбами и морскими чудовищами. Выпекаются также обрядовые хлеба, украшенные специальными пластическими изображениями. Когда-то люди обменивались подарками в этот день – как воспоминание о бескрайней щедрости Чудотворца к бедным, о его добрых делах, о которых и по сей день рассказываются легенды. День Святого Николы – это самый большой праздник триады, начало большого рождественско-новогоднего праздничного цикла, который завершается в конце января.
  13. По традиции на площади перед НДК в Софии освящается и зажигается Большая Рождественская Колода. В этом году она горела белым пламенем, и если верить примете, наступающий год будет успешным для страны.
    Рождественскую Колоду традиционно выбирают из яблони и отсекают утром 21 декабря – на Игнажден. В ней просверливается отверстие для ладана и вина, после чего его закрывают воском. Считается, что таким образом дереву придаются энергия и душа.

    Колоду кладут в огонь, и по цвету пламени определяется, каким будет следующий год. Считается, что если колода горит белым пламенем, то наступающий год будет успешным.
  14. Вечерняя постная трапеза в этот день – один из главных традиционных болгарских семейных праздников
    Праздник Рождества Христова, который в Болгарии называется Коледа, начинается вечером 24 декабря. Вся семья собирается на вечернюю трапезу, во время которой столе которой должно находится нечетное число постных блюд. Обычно это болгарские национальные блюда - красный болгарский перец, начиненный зрелой фасолью или рисом, постные голубцы, компот из сушеных фруктов (слив, груш и яблок), фасоль или чечевица, свежие фрукты и орехи, «тиквеник» — слоеный сладкий пирог с начинкой из тыквы. Обязательно присутствие на столе лука и чеснока, чго, по поверью будет отгонять злых духов от дома, а также „погачи” – большого ритуального хлеба, преломление которого начинается трапеза. Блюд обычно семь –по числу дней в неделе, или девять, - сколько месяцев длится беременность у женщины.

    А в полночь начинается праздник Рождества Христова – по-болгарски Коледа. Сразу после полуночи дома болгар начинают обходить „коледари” - молодые неженатые подростки и парни в возрасте от 12 до 20 лет. Каждый имеет при себе длинную разукрашенную пастушью палку с крюком. Она играет особую роль в обрядовых танцах и наговорах.

    Они сообщают хозяевам, что родился Христос, поют песни, посвященные рожденному этой ночью Богу, произносят наговоры с пожеланием благополучия и здоровья всем домочадцам. В ответ хозяин дома приглашает парней за стол и угощает их вином и ракией, и обязательно вручает приготовленные заранее подарки.

    А на следующий день, 25 декабря болгары празднуют Рождество, - ходят в гости, посещают развлекательные мероприятия, которые специально готовятся к этому дню во всех болгарских городах и селах, устраивают праздник для детей с вручением подарков.


Создан 17 мар 2017



.введите слово или текст и установите желаемый язык с какого на какой перевести.
с :
на:

RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

КЛИКНИ ПУСТОЕ ПОЛЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

**** СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ - Мы верим, что наше совместное желание и неравнодушие помогут восстановить «Свято-Троицкий» храм и звон его колоколов станет для всех потомков болгарских переселенцев в Таврии символом веры, надежды и любви. - Украина. Село Радоловка, Приморского района, Запорожской области. - Историческая справка. - ...«Свято – Троицка» церковь построена в 1907 году на средства основателей села — болгарских поселенцев, которые отказались принять ислам у турок в Болгарии, и остались верными православию. Строительство церкви продолжалось около пяти лет с использованием местных строительных материалов. Церковь являлась одним из самых красивых образцов церковного болгарского зодчества на территории болгарских колоний в Приазовье (Таврии). После октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны в 1929 году церковь была закрыта коммунистическими активистами села, медные колокола и крест с церкви были отправлены на переплавку, а в здании церкви был открыт народный театр. С помощью болгарских политэмигрантов в 1930 году церковь была электрифицирована и расписана сюжетами из коллективизации села, вследствие чего были уничтожены все внутренние росписи храма религиозного содержания. В здании храма параллельно с народным театром была открыта сельская библиотека. С 17 сентября 1943 года по март 1944 года в здании церкви находился военно-полевой госпиталь, осенью 1943 года здание церкви было подвергнуто фашистами бомбардировке, в результате разрушены были центральный купол и колокольня, погибла часть находившихся в ней в это время раненых бойцов РКК. С 1944 года по 2000 год здание церкви использовалось как зернохранилище, склад стройматериалов. В 1977 году, учитывая архитектурную ценность здания церкви, руководство Ленинградской мастерской по реставрации памятников архитектуры предложило местному колхозу освободить церковь от зерна для её реставрации, но это предложение было отклонено. В 1994 году в селе была образована община прихожан, которая провела несколько субботников по очистке здания церкви от мусора. С 2000 года церковь на балансе Гюновского сельского совета. В этом же году при поддержке отца Дмитрия из г. Приморска, церковь была обследована специалистами, которые составили проектно- сметную документацию по реставрации церкви. За все время существования «Свято-Троицкого» храма ему, как и его создателям и их потомкам пришлось многое пережить: величие и процветание болгарских колоний в Таврии, революционное забвение и огонь нетерпимости, смерть и разрушение войны, экономические трудности и нестабильность нашего времени. ****




RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.