''РАДОЛОВКА'' Украина Запорожской Приморского

В чужом краю, ставшем родным

Страницы записи регистрации переселенцев из Бесарабии в Приазовье... ( фото копии этих страниц в МЕНЮ раздел ФОТО ). ссылка на фото копии - http://v-trifon.io.ua/album788586



 

 

Переселение наших предков из Бессарабии на земли Приазовья. Это переселение стало драматической страницей в истории болгарского народа. «Ведомости Юга» рассказывают о том, какой была более чем полуторавековая история болгар на юге Украины. Сегодня болгары — третья по численности национальность в Бердянском районе. В районе пять болгарских сёл: Андровка, Софиевка, Луначарское, Трояны, Полоузовка. Это потомки тех переселенцев, которые столетия назад на своей земле стали изгнанниками и были вынуждены искать приюта на землях Российской империи. Освоение южных земель, А так же Приморский и Приазовские районы. Отличительной чертой территории юга Украины является его многообразный национальный состав населения. Географическое положение и природа Северного Приазовья определили историческую судьбу этих земель. Заселение юга Украины имело характерную особенность: в ней большую роль сыграли иностранные колонисты, которым правительство, заинтересованное в освоении земель, предоставляло существенные льготы. Полученные Россией после Кучук-Кайнаджирского мирного договора 1774 г. территории Таврии требовали активного освоения. Они самовольно заселялись выходцами из России, беглыми украинскими крестьянами. Плодородные земли раздавались дворянам, офицерам, чиновникам. В конце ХVIII в. в Северном Приазовье появились немцы-меннониты, которые основывали здесь свои колонии. Кроме немцев, здесь селились выходцы из Польши, Сербии, Албании и другие народы. Но более массовый характер носило переселение сюда болгар. Развитие болгарской колонизации Юга Украины связано с «золотым веком» Екатерины II, которая предоставила колонистам существенные льготы, чтобы привлечь их на свободные земли. Так началась активная колонизации Юга Украины (тогда Новороссии) иностранными поселенцами, в том числе и болгарскими беженцами из Турции. Для поселения колонистов были отведены земли Екатеринославской, Херсонской, Таврической губерний и Бессарабской губернии. Переселение болгар в Россию носило вынужденный характер. На Болгарии с ХVI века лежало бремя порабощенного народа. Под властью мусульманской Турции православные болгары постоянно подвергались религиозным притеснениям. Болгары искали спасения на территории Российской империи. Согласно Кучук-Кайнаджирскому мирному договору, Россия покровительствовала дунайским княжествам Молдавии и Валахии, в связи с этим начинается интенсивное заселение южной Бессарабии тысячами подданных Турции. В 1819 г., при Александре I, болгары уравнялись в правах с немцами-колонистами, и с этого времени их число, особенно в Бессарабии, постоянно росло. Этого удалось добиться благодаря генерал-лейтенанту И. Н. Инзову, который в 1816 году был назначен полномочным наместником Бессарабии и главным попечителем колонистов. Императорским указом болгары-колонисты были освобождены от воинской службы, получили 50 десятин земли на семейство, имели право основывать фабрики и заводы, а также продавать свои изделия, покупать земли, переходить в другие звания, получать ссуду на покупку скота, постройку дома и так далее. Из Бессарабии в Таврию Но для части болгар, переселившихся в Бессарабию, скитания не закончились. Им предстояло снова пережить гонения уже в чужом краю. Переселение болгар в Таврическую губернию в 1861 – 1862 годах вызвано поражением России в Крымской войне. В 1856 году Россия была вынуждена подписать Парижский мирный договор, который предусматривал проведение новой границы в Бессарабии. В результате почти половина колоний, основанных болгарами, спасавшимися от турецкого ига, оказались в составе княжества Молдавии. Это обстоятельство резко ухудшило положение болгарских колонистов, часть которых после обострения отношений с молдавским правительством пожелало переселиться в Россию. Болгарские переселенцы, выждав установленные правительством 3 года для свободного перехода обратно в Россию, стали массово готовиться к переходу в Таврическую губернию. В 1861 – 1862 годах 30 тыс. болгар были приняты на казённых землях Бердянского и Мелитопольского уездов. Болгары-переселенцы встречали массу препятствий со стороны молдавских и турецких властей. Переселенцы не могли открыто продавать своё имущество, вывозить ценные вещи, с них требовался особый денежный выкуп. Не обошлось даже без серьёзных столкновений. Несколько колонистов погибли в стычках на молдавской границе. Как пишет в своей книге «Болгары в Таврии» болгарский писатель, уроженец села Инзовка Мишо Ходжийский, болгарам приходилось, бросив своё хозяйство, тайно сниматься со своих мест и ночью переходить речку Калчек на молдавско-российской границе. Молдавии грозила опасность потерять всё население болгарских колоний, массу русских крестьян и других поселенцев. Со стороны России в 1863 г. было прекращено массовое переселение греков, болгар и других славян. В свою очередь, ногайцы, населявшие Приазовье, вместе с татарами и мусульманами Северного Кавказа в 1860 году стали массово переселяться в Турцию. В результате опустели огромные пространства земли, особенно в Приазовье, что вызывало необходимость их заселения. Именно на месте опустевших ногайских аулов и основывали переселенцы свои колонии. В 1860 – 1861 гг. под колонии были назначены казённые земли Таврической губернии, главным образом в Бердянском и Мелитопольском уездах. Тут места оседлости избирались поселенцами по собственному усмотрению. К концу 1863 года в Бердянском и Мелитопольском уездах насчитывалось уже 5500 болгарских семейств. Каждая семья получила ссуду на обзаведение — по 125 рублей, снабжение хлебом на каждого члена семьи до первого урожая, а главное — по 50 десятин земли. Болгарский исследователь Мишо Ходжийский приводит любопытный факт. Его односельчанин из села Инзовка Иван Колесник, помнивший это переселение, рассказывал: для того чтобы получить как можно больше земли, которая выдавалась на семью, переселенцы начали заключать фиктивные браки. Случалось, что венчали даже вдов и тринадцатилетних мальчиков. После получения земли браки аннулировались, а церковные книги уничтожались священниками. Интересно, что, как пишет Ходжийский, российские власти ничего не заподозрили, удивление у них вызывали лишь столь ранние браки болгар. Однако неурожаи 1861 – 1865 гг. очень разочаровали болгарских колонистов, подорвали веру в возможность обработки этих земельных угодий. Начались переходы с места на место, многие порывались уйти на Кавказ или вернуться на молдавские земли. Со стороны властей потребовались решительные действия и выделение денежных компенсаций, чтобы успокоить переселенцев. Трудолюбивые землепашцы Различные правительственные ведомства и российские исследователи в своих отчётах и научных трудах предоставляли данные о количестве болгарских колонистов и их поселений. По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 года, в Бердянском уезде насчитывалось 35 болгарских сёл. В 1902 году один из статистических источников указывает, что в Бердянском уезде было 33 болгарских колонии. Основной деятельностью болгарского населения было земледелие. Болгары сеяли пшеницу-арнаутку, озимую рожь, ячмень, овес, фасоль, горох, лен, коноплю, кукурузу. В «Записках о современном быте новых славянских переселенцев Таврической губернии за 1866 и 1867 гг.» заведующий постройкой церквей в болгарских колониях Табаровский приводит сведения о быте и занятиях болгар. «Болгары преимущественно земледельцы, весьма трудолюбивы, расчетливы и бережливы…, — сообщает автор. — Огородничество у болгар далеко превосходит огородничество колонистов, даже молочанских меннонитов, хлебозапасные магазины воздвигнуты во всех колониях и наполнены хлебом…». При проведении сельхозработ на своих землях болгары широко использовали сельхозтехнику, которая выпускалась в Бердянске на заводе Джона Гриевза, фабрике «Вдова Маттиас и сыновья». Основной отраслью скотоводства у болгар Приазовья являлось разведение овец. Наибольшее количество овец разводилось в болгарских селах. Болгары-переселенцы производили и наибольшее количество товарного зерна. Также колонисты занимались огородничеством, садоводством, виноградарством и виноделием, шелководством. Академик Николай Державин в своём труде «Болгарские колонии в России», увидевшем свет в 1914 году, выделял колонии Бердянского уезда, как наиболее сохранившие национальные традиции и обычаи. Он связывал это с расположением болгарских поселений в близости друг к другу и даже некоторой замкнутостью. В то время как село Терновка Мелитопольского уезда подвергалось более интенсивной ассимиляции со стороны поселенцев других национальностей (русских, украинцев). В то же время соседство болгарских колоний с немецкими и украинскими поселениями повлияло на стиль одежды, постройки жилищ. Болгарские школы Говоря о жизни болгар в Северном Приазовье, нельзя не сказать об общем культурном уровне поселенцев. Епископ Гермаген в труде «Таврическая губерния», характеризуя каждое село Бердянского и Мелитопольского уезда, сообщает, что церкви в своих селах болгары начали строить в 1868 – 1873 годах, сразу по прошествии неурожайных лет. К 1887 году в каждом болгарском селе Бердянского уезда было народное начальное училище. А в некоторых, таких как Инзовка, Николаевка, Царедаровка, даже по 2 – 4 школы. Школы в болгарских селах возводили и обустраивали сами жители. Сельская община должна была предоставить помещение для школы, квартиру учителю, обеспечить дрова и керосин. Власти же направляли в село учителя, которому платили жалование и финансировали закупку учебников. В 1887 году в большей части семей болгар-колонистов были грамотные или учащиеся. Но со временем число учащихся, как мальчиков, так и девочек, в школах болгарских сёл росло. В 1896 году Бердянское уездное земство (орган местного самоуправления уезда), подымая вопрос о всеобщем образовании, отмечало, что в болгарских сёлах «положение школьного дела настолько хорошо, что вполне возможно и в настоящее время ввести всеобщее обучение». В 1875 г. в селе Преслав, кроме начального народного училища, была открыта учительская семинария, которая готовила учителей для болгарских школ. Она готовила не только учителей, здесь воспитывалась новая болгарская интеллигенция. Так, на 1914 год из 439 учителей и учительниц уезда 121 — были выпускниками Преславской учительской семинарии. И многие из них работали именно в болгарских сёлах. Первые 10 лет семинария была болгарской, преподавали там болгарские священники. Но царское правительство, стараясь ограничить проявления национальной сознательности, сделало семинарию русской. А все болгарские учителя были уволены. До 1918 года Преславская семинария оставалась русской, хотя учениками были болгары близлежащих сёл. Уже после гражданской войны Преславская семинария стала Болгарским педагогическим техникумом. Учителя-болгары неоднократно отмечались Бердянским земством за особые заслуги. Так, работы учителя Ионы Фуклева в области школьного шелководства являлись одним из экспонатов на Всемирной Парижской выставке 1900 года, где Бердянское земство представляло успехи Российской империи в области народного образования. Один из учителей — Афанасий Вербанский, выпускник Преславской гимназии, в 1910 году выпустил сборник «Песни бердянских болгар», в котором содержится большое количество песен, записанных в селе Преслав и соседних сёлах. А уже при советской власти, в 1920 году, А. Вербанский выступал на съезде учителей Бердянского уезда, где отстаивал право болгарских детей обучаться на родном языке. Лихие времена События октября 1917 года, гражданская война сделали Таврию ареной сражений. В 1918 – 1919 годах в болгарские села приезжал отряд Нестора Махно с призывом вступить в его ряды. Как отмечал Мишо Хаджийский, болгарские села во время всеобщей анархии сохранили свое самоуправление. В них были оставлены старосты, писари, народное ополчение. Нестор Махно не противился этому. 1920‑е годы были Ренессансом не только для украинской культуры, но и для культур других народов, населяющих Украину. Если во времена Российской империи жители болгарских сёл не имели возможности читать болгарскую литературу, то в 20‑х годах ХХ века стали создаваться болгарские библиотеки, выходить газеты и журналы на болгарском языке. Именно тогда в Преславском педагогическом техникуме обучение снова велось на болгарском языке. В техникуме была большая болгарская библиотека — около 50 тыс. томов. Директор техникума Райна Кандева была автором нескольких болгарских хрестоматий и книг, редактировала детские издания «Бъди готов» и молодёжно-технический журнал. Преподавательница Невела Генчева была популярной журналисткой и писательницей, сотрудничала со всеми болгарскими газетами и журналами. Преславская учительская семинария, а затем и Преславский педагогический техникум были одним из культурных центров болгар в Таврии. Преславский педагогический техникум просуществовал до 1936 г., за этот период здесь было подготовлено 600 учителей для болгарских школ Украины и Крыма. Техникум сыграл большую роль в воспитании национального самосознания болгарской молодёжи. Студенты ставили болгарские пьесы. А летом 1935 года преславские студенты стали известны на всю страну, совершив велосипедный переход длиной 10 тыс. км по маршруту Каларово-Хабаровск. Но период расцвета национальной культуры длился недолго. В 1936 году болгарский педтехникум был закрыт, а на его месте создана школа-десятилетка. Болгарские учителя отстранены от работы, богатая библиотека — уничтожена. Тогда же были закрыты все болгарские школы, а на все национальные меньшинства легла тень политического недоверия. Тем не менее, через годы гонений, исторических перипетий приазовские болгары смогли пронести память о прошлом своего народа, сберечь свои традиции, язык и фольклор. И уже более полутора веков выходцы из Болгарии мирно уживаются с представителями других народов, населяющих наш многонациональный край.



Создан 09 мая 2016



.введите слово или текст и установите желаемый язык с какого на какой перевести.
с :
на:

RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

КЛИКНИ ПУСТОЕ ПОЛЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

**** СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ - Мы верим, что наше совместное желание и неравнодушие помогут восстановить «Свято-Троицкий» храм и звон его колоколов станет для всех потомков болгарских переселенцев в Таврии символом веры, надежды и любви. - Украина. Село Радоловка, Приморского района, Запорожской области. - Историческая справка. - ...«Свято – Троицка» церковь построена в 1907 году на средства основателей села — болгарских поселенцев, которые отказались принять ислам у турок в Болгарии, и остались верными православию. Строительство церкви продолжалось около пяти лет с использованием местных строительных материалов. Церковь являлась одним из самых красивых образцов церковного болгарского зодчества на территории болгарских колоний в Приазовье (Таврии). После октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны в 1929 году церковь была закрыта коммунистическими активистами села, медные колокола и крест с церкви были отправлены на переплавку, а в здании церкви был открыт народный театр. С помощью болгарских политэмигрантов в 1930 году церковь была электрифицирована и расписана сюжетами из коллективизации села, вследствие чего были уничтожены все внутренние росписи храма религиозного содержания. В здании храма параллельно с народным театром была открыта сельская библиотека. С 17 сентября 1943 года по март 1944 года в здании церкви находился военно-полевой госпиталь, осенью 1943 года здание церкви было подвергнуто фашистами бомбардировке, в результате разрушены были центральный купол и колокольня, погибла часть находившихся в ней в это время раненых бойцов РКК. С 1944 года по 2000 год здание церкви использовалось как зернохранилище, склад стройматериалов. В 1977 году, учитывая архитектурную ценность здания церкви, руководство Ленинградской мастерской по реставрации памятников архитектуры предложило местному колхозу освободить церковь от зерна для её реставрации, но это предложение было отклонено. В 1994 году в селе была образована община прихожан, которая провела несколько субботников по очистке здания церкви от мусора. С 2000 года церковь на балансе Гюновского сельского совета. В этом же году при поддержке отца Дмитрия из г. Приморска, церковь была обследована специалистами, которые составили проектно- сметную документацию по реставрации церкви. За все время существования «Свято-Троицкого» храма ему, как и его создателям и их потомкам пришлось многое пережить: величие и процветание болгарских колоний в Таврии, революционное забвение и огонь нетерпимости, смерть и разрушение войны, экономические трудности и нестабильность нашего времени. ****




RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.