''РАДОЛОВКА'' Украина Запорожской Приморского

ПОТОМКИ КУРБАНА ХАНА




Потомки Кубрат хана
 
Кубрат Хан, сын Орхана  Патриарх Никифор называет его "государем гуннуг-ундурским" [1]. Кубрат еще в 619 г. находился в составе посольства Органа в Константинополь и был оставлен здесь аманатом и до 19 лет воспитывался и обучался вместе с детьми императора Ираклия, здесь же женился на византийской аристократке. Кубрат находился в дружбе с императором Ираклием и после смерти его выказал преданность его наследникам и супруге Мартине [2]. Считается, что Кубрат запечатлен в эпической памяти балкарцев и карачаевцев под именем Тума-Мариен-Хана [3]. 
Кубрат Хан умер примерно в 50-х -начале 60-х гг. VII в. Власть наследовали его сыновья. По Феофану, Кубрат оставил 5 сыновей, завешав им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали надо всеми и не попадали в рабство другому народу [4]. Устная болгарская традиция свидетельствует, что умирая Кубрат позвал сыновей к себе, велел принести связку гибких прутьев и приказал каждому переломить эту связку. Естественно, это оказалось невозможным, прутья остались целыми. Аналогичная притча существует и у кумыков. Так Кубрат показал, что собранные вместе булгары будут непобедимы, распавшись каждый прут будет легко сломан, а каждая отделившаяся часть может быть легко разбита и покорена соседями. Это, конечно, легенда, но ясно только, что сразу после смерти Кубрата в Великой Булгарии возникли центробежные тенденции, приведшие к ее дальнейшему распаду. 

 Батбай или Батбаян, старший сын Кубрат Хана  Правил в Кавказской Булгарии после смерти отца. После распада государства остался на Кавказе - "на земле предков" - и покорился хазарам. В этой связи весьма показательны родословные князей Черкасских. Согласно генеалогиям, их родоначальником был Акаб-гу (Ак-Йабгу). Это тюркский титул в переносном значении означавший "западный правитель, наместник". Этот Ак-Йабгу в этносословных преданиях более известен и под другим именем Инал (Инал-тегин, Инал-Хан, Инал-мурза и т.д.). Установлено, что историческим прототипом Инала был реально существовавший представитель хазарской администрации, выполнявший функции западного наместника кагана [1]. Кроме того, важно отметить, что, по устной традиции, деятельность Инала приходится на VII-VIII вв. ("спустя 150 лет после Магомета"). В родословиях отцом Инала назван Хруфатайя или Хурпатайя, имеющий ханскую генеалогию и связи с византийским императором. В нем легко узнаваем Кубрат Хан. 
Таким образом, есть все основания полагать, что под Иналом черкесских родословий скрывается старший сын Кубрат Хана - Бат-Баян. Как указывает Феофан, писавший свою хронику в 680 г, Бат-Баян в его время, "храня завет отца своего", оставался "на земле предков" - на Кавказе. При этом он являлся "правителем первой Булгарии" и платил дань хазарам [2]. Иначе говоря, его официальный статус в хазарской административной иерархии действительно мог определяться термином "ак-йабгу" в значении "вассальный князь-наместник" Западного крыла Хазарской империи. На Восточном Кавказе (Кавказская Гунния) в это время соправителем хазарских каганов был Алп-Илитвер, приходившийся Бат-Баяну родственником (дядей) по отцу. О высокородном происхождении Инала говорит и титул "тегин", прилагаемый к его имени. Как известно, у булгар он применялся по отношению к братьям или сыновьям хана [3]. Тегин (принц) при назначении его командующим армией или наместником в какой-то части империи получал титул "йабгу". К Бат-Баю можно отнести слова черкесского предания: "Он правил в течение долгого времени, был известен по всему Кавказу и дальше за его пределами и был удачлив в войнах" [4]. 
По генеалогии, приводимой П.С. Палласом, у Инала было двое сыновей, которые носили имена Комук (по Ю. Клапроту) и Кази. От первого происходили князья Малой, а от второго - Большой Кабарды [5]. 

 Аспарук, третий сын Кубрат Хана  Аспарук вместе с подвластными ему откочевал в 668 г. на Балканы, в 679 г. основал здесь новое государство - Дунайскую Булгарию. Хан Аспарук умер на рубеже двух столетий - в 701 г., ему наследовал его сын Тервел. Так род Дуло утвердился на болгарском троне. В правление Тервела молодая Болгарская держава достигла экономического и политического могущества. С ней считались и Византийская империя, и соседний Аварский тюрский каганат, и крепнущий в восточноевропейских степях и Предкавказье Хазарский каганат. В недрах Дунайской Булгарии началось сложение народа, который и в наши дни известен под именем "болгары". Такова судьба уведенных Аспаруком с Кавказа гуннуг-ундуров. 

 Котраг  По сведениям Феофана, второй сын Кубрат Хана, "перейдя реку Танаис, поселился напротив первого брата". Он считается основателем Волжской Булгарии, в недрах которой произошло формирование основы современных волжских (казанских) татар, чувашей. 

 Альцек или Алчагыр, пятый сын Кубрат Хана  Под его предводительством булгары пришли в Италию к королю лангобардов Гримуальду (662-671 гг.), который отправил их к своему сыну Ромуальду в Бенвент, где они и осели в Сепине, Бовиане и Инзернии [1]. Почему туда? Дело в том, что еще в начале VII в. часть булгар перекочевала в аварскую Паннонию (Венгрию). В конце 20-х гг. VIII в. булгары участвовали в борьбе за власть в Паннонии, но потерпели поражение. Победу одержали авары. Булгары под предводительством князя Алчагыра (Альцека) бежали в Баварию. Король франков Дагоберт сначала разрешил им поселиться там, но затем приказал истребить булгар. Из 9 тыс. булгар спаслось только 700 человек во главе с Алчагыром. Они бежали в Италию и поселились в пределах Бенвентинского герцогства [2]. К ним в 70-х гг. VII в. прибыли их новые соплеменники. По свидетельству Павла Диакона, автора IX в., "эти болгары говорили по-латыни, но еще помнили и свой язык" [3]. 

 Кувер, четвертый сын Кубрат Хана  Правил племенами секелей (эсегелов) и мадьяр. Присоединился к племенному объединению аварского кагана и вместе с ним во главе секелей оказался на берегах Дуная и Тиссы [1]. В 680-685 гг. Кувер поднял восстание против аваров в Паннонии, ушел со своим племенем в Македонию [2].


Создан 05 апр 2015



.введите слово или текст и установите желаемый язык с какого на какой перевести.
с :
на:

RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

КЛИКНИ ПУСТОЕ ПОЛЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

**** СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ - Мы верим, что наше совместное желание и неравнодушие помогут восстановить «Свято-Троицкий» храм и звон его колоколов станет для всех потомков болгарских переселенцев в Таврии символом веры, надежды и любви. - Украина. Село Радоловка, Приморского района, Запорожской области. - Историческая справка. - ...«Свято – Троицка» церковь построена в 1907 году на средства основателей села — болгарских поселенцев, которые отказались принять ислам у турок в Болгарии, и остались верными православию. Строительство церкви продолжалось около пяти лет с использованием местных строительных материалов. Церковь являлась одним из самых красивых образцов церковного болгарского зодчества на территории болгарских колоний в Приазовье (Таврии). После октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны в 1929 году церковь была закрыта коммунистическими активистами села, медные колокола и крест с церкви были отправлены на переплавку, а в здании церкви был открыт народный театр. С помощью болгарских политэмигрантов в 1930 году церковь была электрифицирована и расписана сюжетами из коллективизации села, вследствие чего были уничтожены все внутренние росписи храма религиозного содержания. В здании храма параллельно с народным театром была открыта сельская библиотека. С 17 сентября 1943 года по март 1944 года в здании церкви находился военно-полевой госпиталь, осенью 1943 года здание церкви было подвергнуто фашистами бомбардировке, в результате разрушены были центральный купол и колокольня, погибла часть находившихся в ней в это время раненых бойцов РКК. С 1944 года по 2000 год здание церкви использовалось как зернохранилище, склад стройматериалов. В 1977 году, учитывая архитектурную ценность здания церкви, руководство Ленинградской мастерской по реставрации памятников архитектуры предложило местному колхозу освободить церковь от зерна для её реставрации, но это предложение было отклонено. В 1994 году в селе была образована община прихожан, которая провела несколько субботников по очистке здания церкви от мусора. С 2000 года церковь на балансе Гюновского сельского совета. В этом же году при поддержке отца Дмитрия из г. Приморска, церковь была обследована специалистами, которые составили проектно- сметную документацию по реставрации церкви. За все время существования «Свято-Троицкого» храма ему, как и его создателям и их потомкам пришлось многое пережить: величие и процветание болгарских колоний в Таврии, революционное забвение и огонь нетерпимости, смерть и разрушение войны, экономические трудности и нестабильность нашего времени. ****




RealMusic.ru — музыкальный хостинг №1. Размещайте, слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.